Загнули фреоновую трассу сплит-системы?
95% случаев — результат безграмотных действий строительных бригад, которые при отделке помещений просто отгибают мешающие им медные трубки, столь неудобно торчащие из стены.
Лучше бы не прикасались!
Залом трассы кондиционера
Что такое «залом трассы»? Давайте сначала разберёмся из чего состоит сама фреоновая трасса сплит-системы.
Для охлаждения или обогрева кондиционер использует фреон, заставляя его испаряться или конденсироваться тем самым перенося тепло из одного места (например, комнаты, работая в режиме охлаждения) во вне, отдавая тепло в атмосферу. Для этого создаётся замкнутый контур из двух медных труб разного сечения: под газообразный фреон и фреон в жидком состоянии. Естественно, они в теплоизоляции, сама трассы дополнена управляющими и питающими кабелями и дренажной системой.
Классический второй этап монтажа.
В качестве материала для трассы используется медная трубка — тот самый металл, из которого выполнены и теплообменники внешнего и внутреннего блоков. Медь — металл ломкий: попытка загнуть угол с закруглением сверх критического приводит к изменению сечения трубки, с круглого оно становится овальным или даже похожим на «восьмёрку» в сечении. Чем чревато? Ухудшением прохождения фреона по контуру, что грозит обмерзанием теплообменника внутреннего блока, гидроударами компрессора из-за попадания фреона в жидкой фазе, резким ростом нагрузок на компрессор с последующим выходом из строя, выгоранием обмотки, необходимостью полной замены трассы из-за попадания выгоревшего масла во все коммуникации, тогда как сам залом можно было бы исправить. Либо потребуется как минимум промывка трассы сплит-системы для удаления всех последствий. Ну и демонтаж кондиционера — само собой — для его последующего восстановления.
Когда и кто заламывает трассы? Чаще всего — строители, штукатуры, маляры. По незнанию, по скудоумию, а иногда и специально: есть даже такое понятие, как месть строителя и страшна она в своей ярости. Сами посудите (из опыта наших объектов): заломы трассы кондиционера, надрез дренажа перед оштукатуриванием стены (она вся вымокнет при работе кондиционера), забить трубку паклей или монтажной пеной, засунуть в воздуховод (да подальше) тряпку или яйцо, нарушить теплоизоляцию системы вентиляции или кондиционирования. Вариантов — море. Это самый страшный вариант развития событий, конечно же чаще всего — простая неосторожность и незнание.
Работы по ремонту фреоновой трассы сплит-системы
Сначала о стоимости. Дорого ли стоит ремонт трассы кондиционера: обрезать медные трубки и теплоизоляцию, а потом нарастить с применением серебряного припоя (медь иначе не припаять)? Деньги не слишком велики: от 1500 до 2500 руб. — всё зависит от сложности случая, заглубления, сложности подхода. Да и время бригады монтажников тоже оплачивается: вполне возможно, что нам придётся отменить следующий за вами монтаж (если намечен таковой), либо приехать к вам ещё раз, если мы у вас, но уже поздно для проведения работ. Да и ремонт жалко: поверьте, наша цель сделать всё качественно, технически правильно, запустить кондиционер и оставить клиента довольным, приступить к следующему монтажу.
Да и кому интересно заниматься вот такими вот вещами, вместо полноценных монтажей:
Хорошо всё, что хорошо кончается. И всё-таки, в качестве «акции устрашения» напоследок пример (и далеко не единственный) объекта, где стены всё-так не разбираются. Не поленитесь: сфотографируйте коммуникации, заложенные в стенах. Поверьте, пригодится. Даже хотя бы на тот случай, когда решите прибить полку или повесть картину. Кстати: при работах с противоположной стены — также учитывайте заложенные фреоновые трассы.
Возврат к списку
При монтаже кондиционера наружный и внутренний блоки сплит-системы соединяются между собой двумя медными трубами. Это специальные холодильные трубки из сплава с высоким содержанием меди. Они предназначены для обеспечения циркуляции хладагента в холодильном контуре кондиционера. Не вдаваясь в подробности устройства холодильного цикла, этот процесс можно проиллюстрировать следующим образом. Компрессор, находящийся в наружном блоке нагнетает горячий фреон в теплообменник наружного блока, где под высоким давлением хладагент конденсируется, отдавая тепло наружному воздуху. Для ускорения этого процесса теплообменник наружного блока (конденсатор) обдувается вентилятором. Полностью сконденсированный фреон в жидком состоянии по тонкой жидкостной трубе затем устремляется во внутренний блок. Но на пути он проходит через специальное устройство – термо-регулирующий вентиль (ТРВ) или реле протока. ТРВ предназначен для регулирования потока хладагента, который затем попадает во внутренний блок и для снижения давления фреона в жидкой фазе. Таким образом, охлажденный фреон в жидком состоянии по тонкой медной трубе попадает в теплообменник внутреннего блока кондиционера. Не важно, о каком типе внутреннего блока идет речь (настенный, кассетный, канальный или любой другой) – процессы везде проходят совершенно одинаковые.
Во внутреннем блоке жидкий фреон под низким давлением начинает интенсивно испаряться, кипеть. Теплообменник внутреннего блока поглощает тепло. Для того, чтобы сделать этот процесс более эффективным, а также для того, чтобы обеспечить распространение охлажденного воздуха по помещению, теплообменник обдувается вентилятором. На выходе из внутреннего блока в толстую газовую трубу попадает полностью выкипевший хладагент в газообразном состоянии. По трубке он попадает обратно в наружный блок – в компрессор. Далее процесс повторяется. Так в очень упрощенном виде работает любая холодильная установка. В том числе и бытовая сплит-система. Кстати обычный холодильник работает точно так же.
Именно эти две трубы – толстую и тонкую, и прокладывают монтажники сплит-системы при установке. К этим работам предъявляются высокие требования. В частности в трубы не должна попадать пыль, песок или медная стружка. Места вальцованных соединений должны обеспечивать плотное и полностью герметичное соединение.
После того, как все трубки проложены, закреплены и надежно соединены с кранами наружного блока и штуцерами внутреннего блока, на первый взгляд, систему можно запускать. Но не тут-то было. В соединительных трубках и в трубках теплообменника внутреннего блока на этом этапе находится воздух. Ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы в работающей системе хладагент смешивался с воздухом. Это приведет к существенному изменению характеристик фреона, что в свою очередь приведет к ненормальной работе системы, в том числе снижению холодопроизводительности и обмерзанию отдельных частей контура.
Помимо этого, даже очень небольшое количество водяных паров, растворенных в воздухе, попавшем в контур, очень быстро растворяется в масле, смазывающем компрессор. Это ведет к ухудшению смазывающих свойств и повышенному износу компрессора. А компрессор это самый ответственный и дорогостоящий агрегат в кондиционере. Поэтому перед пуском смонтированной сплит-системы обязательно необходимо удалить весь воздух из соединительных трубок и теплообменника внутреннего блока.
Для этого к сервисному порту на одном из кранов наружного блока через специальный манометрический коллектор подсоединяется вакуумный насос (вакууматор). Этот прибор в течение десяти-двадцати минут (продолжительность вакуумирования трассы зависит от мощности кондиционера? и протяженности соединительных трубопроводов) откачивает воздух из трассы, создавая в ней глубокий вакуум.
Процесс наблюдается по манометрам на коллекторе. После того, как необходимый вакуум достигнут, насос отключается, и еще в течение пятнадцати-тридцати минут монтажники наблюдают, не изменяется ли давление в системе. Неподвижная стрелка манометра показывает полную герметичность системы и всех произведенных соединений. В случае, если наблюдается падение вакуума, это означает, что где-то есть подсос воздуха. Тогда монтажники обязательно должны найти негерметичное место и устранить неисправность.
Во время вакуумирования монтажникам, конечно, не приходится ждать, нервно поглядывая на стрелку манометра. Им есть чем заняться в это время. Это крепление трассы снаружи, подгонка крышек коробов, подвод питания и прочие оставшиеся этапы процедуры установки кондиционера. Только после того, как специалисты убедились, что в трассе нет воздуха и она полностью герметична, производится открытие кранов наружного блока, пуск фреона в систему. Теперь можно смело производить тестовый запуск системы.
Во время тестового запуска кондиционер включается во всех режимах, а специалисты следят, чтобы производительность сплит-системы соответствовала заявленным характеристикам.
Очень часто процедурой вакуумирования (или вакуумации) трассы пренебрегают и стравливают через систему часть хладагента, чтобы он вытеснил весь воздух из трассы. Потеря несущественной части фреона не сказывается негативно на последующей работе кондиционера, особенно, если длина трассы не превышает пяти-семи метров. Но опасность заключается в другом. Никто не знает, весь ли воздух вытеснен из трассы. И хоть на первый взгляд при достаточной продувке трассы там не должно ничего остаться, практика показывает, что в основном впоследствии проблемы в работе возникают именно на тех монтажах, где вакуумированием пренебрегли. Самое неудобное в этом моменте заключается в неоднозначности симптомов – порой при диагностике таких неудачных объектов далеко не сразу удается выяснить причину неудовлетворительной работы системы. И исправление ситуации влечет за собой полную эвакуацию фреона из системы и заправку кондиционера новым хладагентом по весам. Эта процедура занимает довольно много времени и стоит недешево, особенно если система рассчитана на фреон марки R-410 (большинство современных кондиционеров).
Помимо прочего, вакуумирование системы и последующая опрессовка под вакуумом позволяет также достоверно убедиться в полной герметичности системы. Это практически полностью исключает вероятность утечки фреона в течение первых дней после монтажа. Кстати именно утечка в первые часы или дни работы системы является признаком некачественного монтажа, в частности вальцованных соединений трубопровода.
В заключение хочется сделать еще одно важное замечание. Утечка фреона очень опасна для компрессора. Дело в том, что при работе электродвигатель компрессора охлаждается потоком хладагента. Если кондиционер плохо охлаждает, первое, что обычно делает пользователь, это выставление еще более низкой температуры на пульте управление и попытки включить и выключить кондиционер. Такие попытки весьма вероятно приводят к сгоранию компрессора, что влечет за собой дорогостоящий ремонт. Но даже если компрессор не сгорел, неплотности в трассе приводят иногда к тому, что на стороне низкого давления происходит подсос воздуха в систему. А это уже описанные проблемы с влагой. Если впоследствии не производится полная эвакуация и заправка свежим фреоном, система будет работать нестабильно и скорее всего все равно выйдет из строя.
Именно поэтому, сервисный центр компании СКН тщательно отслеживает соблюдение регламента монтажа собственными монтажниками. Также мы консультируем наших клиентов, чтобы при возникновении любых симптомов ненормальной работы кондиционера, странных миганиях светодиодов или появлении кодов ошибок на пульте дистанционного управления, пользователь незамедлительно выключил кондиционер и связался со специалистом сервисного центра.
При поломке компрессора производится экспертиза, которая показывает точную причину выхода его из строя. Или это брак, или работа кондиционера в условиях недопустимо низких наружных температур, или частые попытки пуска кондиционера, который потерял существенную часть или весь хладагент. Все современные кондиционеры умеют сигнализировать о критически низком давлении. Но, к сожалению далеко не все при этом умеют самостоятельно выключаться. Поэтому пользователь должен осознавать свою ответственность при экспериментах. Ведь даже если фреон вышел по вине установщиков, многочисленные попытки запустить неработающий кондиционер приведут к негарантийной поломке. И дорогостоящий ремонт будет производиться за счет владельца.
Поэтому очень важно не только выбрать ответственную фирму-установщика, но и впоследствии соблюдать элементарные правила пользования кондиционером, описанные в инструкции по эксплуатации, которая обязательно передается заказчику вместе с остальными документами при сдаче объекта.
Вакуумирование — еще один важный процесс, который выполняется на этапе ввода в эксплуатацию системы кондиционирования. Как и опрессовка, он прямо влияет на надежность и срок службы оборудования. И точно так же имеет коварную особенность — отложенность последствий.
Сегодня разбираемся в том, как нужно (и как не нужно) выполнять вакуумирование холодильной техники.
Зачем нужно вакуумирование
Перед тем как заправлять систему хладагентом, из холодильного контура нужно удалить воздух, который содержит влагу. Если этого не сделать, влага из воздуха, конденсируясь, попадет в масло, которое участвует в работе компрессора. Масло начнет терять свои свойства, в нем образуется кислота. Это скажется на компрессоре, и в конце концов его заклинит, что может привести к остановке всего ЦОДа.
Для владельца это означает не только дорогостоящий простой, но и необходимость менять компрессор, перемонтировать систему и промывать ее от кислоты.
Такие последствия могут проявиться в разное время. Если влаги осталось много, проблемы возникнут уже через месяц-два. Но иногда оборудование может проработать довольно долго, от 1 до 3 лет: если объем влаги небольшой, то кислота будет накапливаться постепенно. Или при высоком качестве самого компрессора, обмотки которого обработаны плотным слоем лака, сдерживающим кислотное воздействие.
Как ни странно, но второй вариант может оказаться более неприятным. Если проблема откроется сразу — заказчик может потребовать гарантийную замену с монтажной организации. А вот через пару лет решать проблему почти наверняка придется за свой счет.
Таким образом, основная цель вакуумирования — удалить из системы воздух и избавиться от влаги.
Как выполняется вакуумирование
После того как была выполнена и принята опрессовка, избыточное давление из системы стравливают в атмосферу (азот особой чистоты, которым производят опрессовку, безвреден). Далее подключают вакуумный насос и приступают к вакуумированию.
Сколько времени оно займет, зависит от объема системы и качества монтажа: чем больше система и “грязнее” монтаж, тем более длительным будет вакуумирование. Стоит отметить, что его проводят не только для новых систем, но и для уже эксплуатировавшихся — после ремонта.
Единых стандартов по вакуумированию нет. Нужно ориентироваться на рекомендации производителя, которые обычно прописаны в инструкции. Если параметров вакуумирования (а также опрессовки) в инструкции нет, можно обратиться в службу поддержки производителя. Это может быть важно, чтобы из-за неправильной процедуры не потерять гарантию.
Существуют общие правила вакуумирования для разных видов фреонов — их должны знать специалисты, которые будут его выполнять.
Есть особенности процесса, связанные с сезоном проведения работ. Зимой, если монтаж велся на улице, в систему может попасть снег. В этом случае требуется более долгое и качественное вакуумирование.
Множество таких особенностей приводит к большому разбросу требований: в разных случаях вакуумирование может занять от 2 часов до 2-2,5 суток. Поэтому особенно важен контроль качества и процесса, и результатов.
Как проконтролировать качество
Большинство монтажных организаций не представляет, что такое правильное вакуумирование. На любой системе они включают вакуумный насос на полчаса-час, выключают и передают систему к запуску. При этом даже плохо вакуумированная система обычно какое-то время работает, но затем начинаются поломки.
Вот несколько важных моментов, на которые необходимо обратить внимание владельцу ЦОД (или его представителю), чтобы убедиться в качестве вакуумирования.
- В документации к оборудованию производитель указывает, до какого давления должна быть смонтирована система. Необходимо максимально приблизиться к этим показателям. Однако здесь есть нюанс.
В инструкциях часто указан уровень вакуума 20-50 Па. Практика показывает, что достичь такого показателя в большинстве случаев невозможно. Исходя из опыта, хороший и достаточный показатель качества вакуума — 80-100 Па: он означает, что влаги в контуре нет (для сравнения, обычное давление воздуха составляет 100 кПа). Иногда нам удается добраться до 60 Па — но довольно редко. Что касается цифр в 20-50 Па, то их может добиться мощное стационарное оборудование, которое используется на производственных участках заводов, но не в монтажной практике.
- Ошибка, которую допускают чаще всего, — использование насосов, которые в состоянии достичь давления в сотни, а иногда и тысячи паскалей. Другой вариант — когда проблема не в недостаточной мощности насоса, а в спешке монтажников.
В нашей практике были контрольные выезды, когда в системе, которую “сдали” монтажники после часового вакуумирования, вакуумметр показывал 2000 Па. После этого требовалось еще больше суток работы насоса, чтобы прийти к требуемым показателям.
Важно! Экономить время на вакуумировании нельзя. Если ситуация критическая и нет другого выхода, лучше сократить время опрессовки. Мы не рекомендуем так делать, но в сложных случаях это может быть крайним вариантом. Тогда как снижать время вакуумирования недопустимо ни при каких условиях.
- Качество вакуума необходимо измерять специальным прибором — вакуумметром. Специалисты, выполняющие работы, не должны использовать манометрические станции общего назначения: они не дают результата нужной точности.
- По окончании процесса обязательно нужно составить акт вакуумирования, где должно быть прописано остаточное давление в контуре. При этом заказчику стоит лично увидеть эти цифры на вакуумметре, проверить их правильность в документе и поставить подпись.
Как избежать проблем при опрессовке и вакуумировании?
У вас есть несколько вариантов.
- Контролировать все процессы своими силами.
Для этого владельцу ЦОДа стоит предварительно изучить технические стандарты, инструкции производителей, рекомендации специалистов. И, имея понимание основных требований, лично присутствовать при проведении работ, контролировать измерения и принимать каждый этап, фиксируя все показатели в актах под подпись.
- Привлечь специалистов для контроля.
В ситуации, когда монтажная организация уже выбрана и процесс идет, но вы хотите убедиться в его качестве, — можно воспользоваться помощью сторонних экспертов. Опытные специалисты возьмут на себя функцию вашего представителя: будут присутствовать при работах, проконтролируют ключевые процессы, замерят показатели специализированными приборами и будут отстаивать ваши интересы.
- Привлечь специалистов для выполнения работ.
Самый надежный способ — изначально внимательно подойти к выбору подрядчика. Такие процессы не стоит доверять частникам “по объявлению”. Приглашайте компанию с опытом на рынке, с хорошей репутацией и рекомендациями. Убедитесь в профессионализме приехавших мастеров — проверьте оборудование (механическая или электронная манометрическая станция? есть ли специализированный вакуумметр?), задайте вопросы (до каких показателей будут вакуумировать? сколько времени это займет?).
Мы хотим быть вам полезны при любом из этих вариантов. Если для вас оптимален первый, самостоятельный — наши материалы помогут разобраться в ключевых моментах. И, конечно, наши специалисты всегда готовы выехать на ваш объект и помочь в любом объеме: взять на себя полный комплекс монтажных работ, провести только вакуумирование и/или опрессовку, выполнить приемочный контроль.
На этапах монтажа, пусконаладки и ввода в эксплуатацию холодильной техники есть ряд скрытых работ. Их особенность в том, что допущенные в них ошибки проявляют себя не сразу. Система запустится и будет работать, но через какое-то время — это может быть как пара месяцев, так и 2-3 года — внезапно выйдет из строя, например, из-за утечки фреона или поломки компрессора.
В первую очередь речь идет о таких процессах, как опрессовка и вакуумирование. Они критически важны для надежной и долгой службы системы. Однако именно из-за того, что последствия отсрочены, к ним часто относятся недостаточно ответственно.
Как должны быть выполнены эти работы? Что нужно знать заказчику и что он может сделать, чтобы убедиться в их качестве и предотвратить потери? Мы подготовили практическую инструкцию по важным моментам, которые нужно учесть и проконтролировать.
Сегодня говорим о первом из этих процессов — опрессовке.
Зачем нужна опрессовка
Когда трасса смонтирована, ее нужно проверить на герметичность. Для этого выполняется опрессовка: внутри трассы создают избыточное давление и замеряют его через некоторое время. Если герметичность контура нарушена, давление в нем упадет. Таким образом можно обнаружить незаметные визуально микротрещины, через которые просачивается опрессовочный материал (в случае с холодильными системами — газ), а впоследствии будет выходить хладагент.
Если этот процесс провести неправильно, то можно пропустить течь. И уже после запуска система внезапно отключится из-за падения давления.
Как должна выполняться опрессовка
Опрессовка производится по определенному регламенту для холодильных систем. Для систем с разными хладагентами он может различаться. В общем виде последовательность действий выглядит так.
- Контур заполняют азотом. В зависимости от объема системы это может занять от 2-3 до 30 минут.
- После этого системе нужно дать 30-60 минут “постоять”, чтобы газ равномерно распределился.
- Проводят контрольный замер показаний. Его результаты фиксируют, затем отключают манометрическую станцию.
- Через сутки выполняют повторные замеры, которые покажут, есть ли падение давления.
Последний пункт особенно важен. Между замерами необходимо подождать достаточное время — в среднем около суток — чтобы получить достоверные результаты. Это требование часто не соблюдают и снимают показания уже через час-два, чтобы ускорить процесс.
Как избежать ошибок при опрессовке
При проведении опрессовки (как и других работ) важно соблюдать и технические требования, и регламент процедур. Но, пытаясь сэкономить время и ресурсы, подрядчики нередко нарушают и то, и другое. В результате, во-первых, через некоторое время техника внезапно выходит из строя. И во-вторых, оказывается сложно найти причины поломки и ответственных за нее.
На что обратить внимание заказчику? Основные контрольные точки.
- Каждый этап работ должен быть подтвержден актом.
Независимо от того, выполняют ли разные работы разные подрядчики или специалисты из одной компании — каждый этап должен быть передан с оформлением фиксирующих документов.
После монтажа выдается акт о том, что система смонтирована и готова к опрессовке. Следующий акт — о принятии результатов опрессовки и передаче на вакуумирование. В нем обязательно указывается остаточное давление в контуре.
Впоследствии, если в системе возникнут проблемы, это позволит быстрее найти причину.
- Заказчику (или его представителю) стоит лично присутствовать при опрессовке.
Если этого не сделать, то заказчик получит только готовый результат, не зная, как шел процесс. Если в будущем всплывут проблемы, связанные с ошибками опрессовки, у него не будет оснований предъявить претензии. К тому же присутствие заказчика само по себе снизит вероятность халатного отношения.
Личный визуальный контроль нужен на обоих этапах опрессовки. При заправке контура необходимо убедиться, что процедура проводится по измерительным приборам с нужным уровнем давления. При снятии показаний — проверить, выдержано ли нужное время, проконтролировать цифры и подтвердить, что в акт опрессовки внесены верные данные.
Кроме того, полезно заранее изучить регламент, по которому будет производиться опрессовка. Чтобы не разбирать техническую документацию и ГОСТы целиком, можно попросить организацию, ответственную за опрессовку, предоставить памятку с кратким описанием процесса и норм оценки показателей.
- Опрессовку нужно проводить азотом особой чистоты.
Фреоновые машины необходимо опрессовывать азотом особой чистоты, который имеет минимальное количество примесей и не содержит воды. Вода губительно сказывается на масле: в процессе трения образуется щелочь, которая разъедает обмотку компрессора и приводит к замыканию обмоток. Плюс к тому, вода не может смазывать цилиндры компрессора, что приводит к заклиниванию.
- Важно использовать электронную манометрическую станцию.
Сейчас такое оборудование доступно любой серьезной монтажной организации, а его использование значительно повышает качество работ. Устаревшие механические приборы имеют низкую точность — до 5 бар, которой недостаточно для определения показателей давления. Электронные станции определяют его с точностью до сотых долей единицы.
- Рекомендуется опрессовывать давлением с коэффициентом 1,25 от рабочего.
Система должна быть не только герметичной, но и прочной, чтобы не разорваться при высоких нагрузках. Поэтому, чтобы проверить ее запас прочности, по правилам опрессовку проводят давлением 1,25 от рабочего. Например, если максимальное давление в системе составляет 10 бар, то опрессовку проводят на 12,5 бар. Это гарантирует, что при максимальном давлении трубопровод не лопнет и система не потечет.
Правда, здесь есть нюанс. Если система имеет нестандартное рабочее давление (уже есть системы с показателями до 45 бар), то это правило соблюсти не всегда возможно. В таких случаях нужно ориентироваться на рекомендации по опрессовке от производителя.
- Опрессовку вакуумированием выполнять нельзя.
Иногда монтажные организации предлагают пропустить опрессовку как самостоятельный этап, проведя так называемую “опрессовку вакуумированием”. Предполагается, что если система хорошо держит вакуум — это само по себе подтверждает ее герметичность. Однако это в корне неверно.
После остановки вакуумного насоса давление в системе будет расти из-за постепенного выпаривания газов, которые содержатся в масле. Этот процесс скомпенсирует падение давления при утечке. Поэтому с помощью вакуумирования оценить герметичность контура невозможно.
Конечно, этим списком не исчерпываются все нюансы. Тем не менее, такой “обязательный минимум” значительно снизит вероятность сбоев в работе систем кондиционирования из-за некачественной опрессовки.
Вы можете проконтролировать все эти моменты самостоятельно, а если необходимо — всегда готовы помочь наши специалисты. Мы можем взять на себя как проведение этих работ, так и контроль за их выполнением.
Что дальше? После правильно выполненной опрессовки система передается на вакуумирование. К нему мы и перейдем в следующей статье.
В итоге, после всех этапов установки сплит-системы нам остаётся запустить фреон в кондиционер и проверить его работу.
Вакуумирование холодильного контура
Внешний блок кондиционера идёт с завода заправленным, то есть в нём находится фреон в необходимом количестве. Не дают ему выйти наружу закрытые трёхходовые клапаны.
После монтажа у нас получается система состоящая из внутреннего блока и соединительных трубок, заполненных атмосферным воздухом с содержащимися в нём примесями и влагой.
Для нормальной работы нам необходимо удалить воздух и влагу из системы, после чего открыть вентили, запустив фреон.
Процесс вакуумирования
- Подсоединяем манометрический коллектор к вентилю на кондиционере (шланг низкого давления-синий)
- Подсоединяем заправочный шланг к вакуумному насосу (жёлтый)
- Открываем вентиль низкого давления
- Включаем вакуумный насос
- После окончания процесса закрываем вентиль на манометрическом коллекторе
- Только после этого выключаем насос
- Запускаем фреон в контур открывая вентили на кондиционере шестигранником (оба)
Время вакуумирования
Для контроля степени разрежённости в системе существует прибор — вакууметр, шкала которого проградуирована в мБар — хорошие вакуумники изначально комплектуются вакууметрами, но можно использовать и отдельные, например электронные.
Некоторые монтажники ориентируются по давлению манометра — как только давление падает ниже нуля, они прекращают вакуумирование, считая что воздух удалился и можно прекращать процесс.
Но это не правильно. В любом воздухе содержится влага — при вакуумировании она испаряется, поэтому для кондиционеров 7 Btu/h время вакуумации не должно быть меньше 15 минут (зависит от производительности самого насоса), для более мощных систем, соответственно больше.
Выбор вакуумного насоса
Для разных целей необходимо выбирать разное оборудовафние, к примеру для монтажа бытовых кондиционеров понадобится насос с небольшой производительностью, которого вполне хватит для небольшой трассы. А при установке промышленных, VRV систем уже необходимы насосы с высокой производительностью и мощностью.
Характеристики на которые необходимо обратить внимание при подборе и покупке вакууматора:
- Остаточное давление, Па
- Мощность двигателя, Вт
От производительности зависит скорость откачки из холодильной системы, указывается в литрах в час.
Остаточное давление характеризует «качество вакуумации», чем меньше это значение, тем лучше, измеряется в Паскалях или мили Барах.
От мощности электродвигателя зависит время непрерывной работы насоса, при длинных трассах в ВРВ системах этот параметр имеет большое значение.
Это самые основные параметры, существует ещё ряд параметров, такие как, количество ступеней, тип насоса — масляный, безмасляный, количество оборотов двигателя и прочие.
«Продувка фреоном»
Многие монтажники практикуют такую процедуру — выгоняют воздух открыв вентиль и открутив одну из гаек, из под неё выходит воздух,после чего её закручивают.
После такого монтажа влага остаётся в системе,последствия этого — окисление медных трубок, повреждение компрессора, забивание ТРВ влагой. А самое главное — значительное сокращение срока службы, таким образом можно загубить любой кондиционер, даже самый дорогой.
Дозаправка фреоном
Кондиционер заправлен на заводе хладагентом в расчёте на длину трассы приблизительно до 5 метров, при большей длине его придётся дозаправлять.
Точное количество указано в инструкции по монтажу и составляет около 5-20 грамм на метр дополнительной трассы, в зависимости от мощности кондиционера.
Необходимо высчитать количество недостающего фреона и заправить его методом «по массе».
В противном случае будет потеря холодильной мощности.
Проверка кондиционера
После запуска фреона в контур включаем кондиционер на охлаждение и измеряем температуру на выходе — она должна быть не ниже 0 0С.
Если температура ниже нуля, это говорит о недостаче фреона, который необходимо добавить (естественно, это при соблюдении рабочего температурного диапазона на улице конкретно для данного кондиционера).
После можно включить кондиционер в режим обогрева и проверить его работоспособность в этом режиме.
Проверка дренажа
- Открываем крышку внутреннего блока
- Аккуратно наливаем воду из бутылки в поддон кондиционера (можно лить прям на испаритель)
- Убеждаемся что вода свободно выливается из дренажного шланга на улицу
Вот и всё, мы завершили установку кондиционера!
Осталось только рассмотреть некоторые нюансы — вальцевание и пайку трубок, удаление конденсата дренажной помпой, установку защитных электрических устройств.
После вывески внешнего и внутреннего блоков трасса кондиционера подключается к обоим блокам (метод подключения — вальцовка в большинстве случаев). В трассе остаётся атмосферный воздух, который инороден по своему составу фреоно-масляной смеси кондиционера. Более того, влага окисляет масло, которое подмешено во фреон и призвано смазывать трущиеся детали компрессора кондиционера, ротор которого имеет существенные обороты, а при ухудшении смазки может попросту выйти из строя. Поломка сердца кондиционера — компрессора — это капитальная поломка кондиционера (зачастую при таких неисправностях легче поменять весь внешний блок целиком, т.к. и сам компрессор весьма дорог, и работа по его замене обойдётся немало). Или же влага может сконденсироваться и замёрзнуть в самом узком и самом тонком месте фреонового контура — «капилярке». Результат закупоривания капилярной трубки — 100% выход из строя блока (как минимум — срабатывание автоматики на выключение). Именно поэтому трассу необходимо вакуумировать.
Более того, в процессе монтажа (прокладки двух медных труб фреонопровода — газовой трубы и жидкостной трубы разного диаметра) внутрь могут попасть частицы пыли, стружка вальцовки и т.д. Итак, трубки соеденены со штуцерами внутреннего блока, кранами внешнего. Но запускать фреон рано. Бригада должна подсоединить вакуумный насос к специальному разъёму (крану) и провести вакуумирование — откачку атмосферного воздуха из контура. Ваккуматор в течение десяти-двадцати минут откачивает воздух из проложенной трассы. По времени эта процедура может быть и больше, и меньше — многое зависит от мощности кондиционера (при мощных блоках используются трубы большого диаметра, а значит и воздуха в них больше), а также от длины проложенной трассы (трасса бывает и 3, и 33 метра). Если в процессе монтажа трассы кондиционера были пайки — тем более процесс вакуумирования должен продлиться дольше.
После того, как достигнуто нужное значение давления вакуумник отключается и бригадир в течение нескольких (10-25) минут наблюдает за изменением давления в трасса. При качественно выполненных соединениях труб фреонопровода со штатными местами подключения, а также при отсутствии брака самой трубы давление не должно расти. Значит монтаж выполнен корректно и кондиционер, как холодильник, будет работать годами (если нет внутреннего заводского брака модели).
После вакуумирования блок выводят на рабочие режимы для проверки соответствия технических характеристик заявленным производителем. Не всегда получается протестировать на всех режимах, но это исключения: например, при монтаже сплит-системы зимой не всегда заработает сплит-система (особенно неинверторные модели, которые работают при температуре наружного воздуха до +5 градусов).
Где бы Вы не заказали монтаж помните, что так называемая «продувка» трассы — это попытка ускорить монтаж вопреки технологии. Трассу обязательно необходимо вакуумировать.