Ремонт
и обслуживание
кондиционеров
3 года гарантии
выезд мастера бесплатно
без выходных
с 8.00 до 22.00
Успей обслужить со скидкой 40%

Вакуумация трубок кондиционера

Содержание

Зачем нужно проводить данную операцию

Слово «вакуумирование» означает создание вакуума (отрицательного давления). Происходит это когда выкачивается воздух из закрытого контура. Где же создается вакуум в сплит-системе, и зачем он там нужен?

Для того чтобы кондиционер осуществлял свою основную функцию (перенос тепловой энергии), в нем циркулирует специальное вещество – хладагент. Изначально на заводе этот газ закачен во внешний блок сплит-системы (в компрессор и радиатор). Когда внутренний блок соединяется трубками с внешним, то внутри него и в медных трубках находится обычный воздух. И пока мы не откроем сервисные краны на внешнем блоке, хладагент не поступит во внутренний блок. Так вот, вакуумирование кондиционера проводится для того, чтобы удалить воздух и влагу из внутреннего блока и межблочных трубок (хладагент во внешнем блоке не должен смешаться с воздухом из внутреннего блока).

Если допустить такое смешивание, то состав хладагента будет нарушен, что приведет в лучшем случае к снижению эффективности теплообмена. А в худшем — к выходу из строя деталей кондиционера вплоть до компрессора.

Обычный комнатный воздух содержит частицы воды. Они могут заледенеть, например, в капиллярной трубке кондиционера. Это приведет к повышенной нагрузке на компрессор и дальнейшему выходу его из строя.

Вакуумирование кондиционера

После того, как медные трубки качественно развальцованы и надежно подсоединены к блокам, необходимо произвести процедуру откачки воздуха из полученного герметичного контура. Данная операция выполняется на внешнем блоке устройства при изначально закрытых его сервисных кранах.

Для осуществления данной операции потребуется вакуумный насос и манометрический коллектор (манометры). Один шланг манометра подсоединяется к газовому крану (куда подходит более толстая трубка) на внешнем блоке, а второй шланг подсоединяется к вакуумному насосу.

Последовательность действий при вакуумировании

  • Включаем вакуумный насос и сразу же открываем манометрический коллектор. Мы увидим, как стрелка на манометре будет опускаться ниже нуля. Далее необходимо подождать некоторое время (в зависимости от производительности вакуумного насоса), пока «откачается» воздух (в среднем для небольшого кондиционера со стандартной трассой 8-15 мин.);
  • Закрываем манометрический коллектор и сразу же выключаем вакуумный насос. Далее наблюдаем за стрелкой на манометре – она должна оставаться на одной точке и показывать отрицательное давление (вакуум), не поднимаясь к нулю!!!;
  • Берем шестигранный ключ и на несколько секунд приоткрываем кран жидкостной (тонкой) трубки, чтобы стрелка манометра достигла, например, 3 bar. Закрываем кран. Наблюдаем за стрелкой несколько минут – она не должна опускаться в сторону нуля!!!;
  • Быстро, но аккуратно откручиваем шланг манометра от крана внешнего блока. Внимание!!! Учтите, что при этом будет выходить хладагент, который может нанести ожог при попадании на кожу!!!;
  • Открываем оба крана внешнего блока для соединения холодильного контура. При открытии кранов не нужно их сильно «тянуть».

Выполнив вакуумирование кондиционера данными действиями, мы «откачали» воздух из контура сплит-системы, а заодно и проверили его герметичность.

Приобретая новую сплит-систему, мы рассчитываем на покупку качественного и надежного устройства, которое прослужит многие годы. Но, к сожалению, долговечность зависит не только от качества сборки на заводе, но и от монтажа. Зачастую мастера-монтажники пренебрегают таким важным процессом, как вакуумирование, из-за длительности процесса и дороговизны специального насоса-вакууматора.

Круглые офисные столы купить www.slavstol.ru.

Стоит отметить, что игнорирование этого процесса существенно влияет на долговечность сплит-системы. Разберемся в том, что такое процесс вакуумации кондиционера, а также во всех обстоятельствах, которые сопровождают данное мероприятие.

Что такое вакуумирование и в какой момент оно выполняется

Снижение температуры внутри помещений обеспечивается конструктивной особенностью любой сплит-системы, которая заключается в оснащении фреоновой магистралью. Магистраль состоит из двух теплообменных элементов – конденсатора и испарителя, а также медных трубопроводов, компрессора, терморегулирующего вентиля, хладагента (фреон) и компрессорного масла.

Их включение в охлаждающее вещество со временем приведет к поломке оборудования:

  • Попадание воздуха приведет к неизбежному увеличению давления в магистрали, которое заставит механизмы работать под избыточной нагрузкой.
  • Вода может вступать в химические реакции с маслом, в итоге возникают эмульсионные соединения, которые разрушающе воздействуют на элементы магистрали и приводят сплит-систему к неисправности.
  • Влага внутри контура приводит к образованию ржавчины, частички которой отделяются и циркулируют в систему. В итоге возникает повышенный износ и неисправности.

Для исключения всех негативных последствий система должна быть полностью герметичной. Это достигается за счет: качественного вальцевания трубок, плотного и герметичного соединения всех элементов и вакуумирования – удаления воздуха и воду при помощи специального вакуумного насоса.

Сплит-системы гарантированно способны отрабатывать до 6 лет без сбоев, если соблюдаются два важных условия:

  • Отсутствие заводского брака в агрегатах.
  • Выполнена правильная установка системы по месту эксплуатации.

Вся работа кондиционера рассчитана для сбалансированных процессов при нормальных условиях. Циклы сжатия, конденсации и переохлаждения фреона идут при строго определенных агрегатных состояниях хладагента:

  • Хладагент в парообразном состоянии циркулирует к испарителю (наружный блок) от теплообменника. Циркулция (нагнетание) осуществляется при помощи компрессора. Фреон обдувается вентилятором, и происходит охлаждение.
  • Хладагент в сжиженном состоянии циркулирует к испарителю во внутреннем блоке. Циркуляция осуществляется по тонкой трубке. Давление хладагента понижается регулирующим вентилем.
  • Фреон начинает закипать во внутреннем блоке, поглощая тепло. Вентилятор обдувает холодный теплообменник, выдувая холодный воздух в помещение. После хладагент из комнатного блока нагнетается обратно в наружный, и рабочий цикл повторяется.

Что будет если не делать вакуумацию

В составе фреона могут появиться различные примеси, которые ухудшают его эксплуатационные свойства. Обычно это происходит двумя способами:

  • Воздух уже содержится в медных трубках, по которым движется хладагент, после монтажа.
  • Влага может конденсироваться на внутренней поверхности трубок.

И воздух, и влага, как уже было сказано, оказывают негативное воздействие на эксплуатационные характеристики. Разберемся в этом вопросе более подробно.

Воздух в смеси с фреоном

Сохранившись в трубках сплит-системы (т.е. вакуумация не выполнялась), атмосферный воздух:

Увеличение давления требует повышения силы сжатия от компрессора, возникает излишняя нагрузка, которая приводит к повышенному износу механизмов.

Влага в компрессорном масле кондиционера

В компрессоре для смазки подвижных элементов механизма используется полиэфирное масло. Также оно служит для герметизации узлов компрессора. Оно залито в емкость компрессора, откуда оно поступает в малых объемах в охлаждающий контур. Стенки трубок тонким покрываются тонким слоем масла. Масляная пленка отводит тепло и улучшает циркуляцию фреона.

Но полиэфирные масла характеризуются одним отрицательным свойством – гидроскопичностью, то есть способностью вбирать влагу в свой состав. В последующем из-за этого компрессор может заклинить.

Кроме того, насыщение трубок водой может привести к их промерзанию и разрушению целостности.

Отметим еще один важный факт, если полиэфирное масло насытилось водой, то вакуумация не поможет. Потребуется полная замена масла перед проведением очистки вакуумом.

Бывают ли такие и как работают

В настоящее время моделей кондиционеров, которые не требуют предварительной вакуумации после монтажа, не существует. Сама конструкция и принцип работы устройства подразумевают обязательную очистку магистралей от воздуха и влаги.

В противном случае, это чревато не только быстрым износом из-за примесей и снижения эксплуатационных характеристик, но и возникновением гидроудара при насыщении фреона или полиэфирного масла водой.

В качестве альтернативы мы разберемся, как проводить вакуумацию без насоса.

Как вакуумировать без насоса

Для работы кондиционера внешний блок должен содержать не менее 50 грамм фреона. Первый запуск системы предусматривается производителями без применения вакуумного насоса. Для того чтобы вытеснить воздух нужно просто открыть клапан на трубе для жидкости и продержать его открытым 10-15 секунд.

После необходимо проверить затяжку гаек на участках, где они используются и открыть сервисный порт, открутив ключом клапан. Необходимо надавить на шток в сервисном порту в течение 3 секунд, а после выждать одну минуту. Данная процедура повторяется трижды. После сервисный порт закрывается, а остатки воздуха выпускаются через газовую трубку.

Как выполняется вакуумация по шагам

Вакуумация выполняется в несколько этапов, последовательно опишем процесс шаг за шагом.

Подготовка инструмента и приспособлений

Для того чтобы правильно провести процедуру по удалению влаги и воздуха из магистралей кондиционера, понадобятся следующие приспособления:

  • Манометрическая станция – такие устройства также применяются для фреоновой заправки сплит-систем.
  • Насос для вакуумации.
  • Набор отверток и гаечных ключей.

Приступаем к вакуумации

Мы приобрели новый холодильник, состоящий из двух блоков. Рассмотрим поэтапно процесс выполнения вакуумирования:

  • На манометрической станции смонтирован манометр низкого давления, под ним выведен красный шланг, который необходимо подсоединить к сервисному порту на вентиле, смонтированному на внешнем блоке сплит-системы. Закрытые краны на вентилях открываются шестигранником.
  • Под средним штуцером выведен заправочный шланг, который имеет желтый окрас. Его необходимо соединить с вакуумным насосом.
  • Насос включается.
  • На манометрической станции необходимо открыть вентиль низкого давления – он синий и смонтирован под синим манометром. Этим самым процесс вакуумации начинается.
  • Необходимо выждать время, пока стрелка на манометре «не упадет в ноль». Этот процесс длится от 15 минут до 1 часа, все зависит от длины трасы.
  • Насос отключается, и начинается очистка магистрали от влаги и воздуха.

Необходимо тщательно следить за стрелкой синего манометра. Давление в холодильном контуре разряжается, и стрелка должна неукоснительно стремиться к нулю.

Ошибки при вакуумации сплит-систем

Самой глубочайшей ошибкой является контроль давления по манометру при отсутствии измерителя вакуума. Монтажники ждут падения давления ниже нуля и прекращают вакуумацию. Атмосферная разряженность в фреоновом контуре должна поддерживаться еще пол часа, как минимум, при выключенном насосе. Это позволит полностью испарить влагу из прибора. Эту процедуру называют опрессовкой.

Если в ходе опрессовки стрелка синего манометра подскочит на 1-2 деления, то это означает разгерметизацию контура. Необходимо осмотреть целостность магистрали и креплений патрубков к манометрической системе и кранам на наружном блоке. Если явные нарушения герметичности отсутствуют, то необходимо осмотреть устройство на предмет монтажных дефектов – перетянутых или ослабленных гаек на медных трубопроводах магистрали, а также некачественно выполненную вальцовку.

Продувка контура фреоном, которая зачастую выполняется монтажниками-дилетантами, также является малоэффективной. Воздух и влага не будут устранены, а фреон потратится впустую.

Нюансы проведения вакуумирования

Мы описали кое-какие ошибки при проведении процедуры вакуумирования, а теперь опишем нюансы, которые помогут для их преодоления.

Если постоянные скачки стали следствием отсутствия герметичности, то лучший способ диагностирования утечек – это применение жидкого мыльного раствора. Если при нанесении мыльного раствора на места соединения появляются парящие пузырьки, то следует переустановить элементы соединения заново или протянуть гайки.

Вакуумирование можно провести самостоятельно при наличии соответствующего оборудования, но следует отметить, что работа специалистов после ее проведения сопровождается гарантией.

Насос для вакуумирования

Насос-вакууматор – это основное устройство, которое требуется для вакуумирования, с его помощью в магистрали создается область разрядки. Данные устройства подразделяются на две категории:

  • Низковаккуумные.
  • Высоковакуумные.

Повторимся еще раз – самостоятельная вакуумация кондиционера вполне доступна владельцам, но без насоса-вакууматора провести ее невозможно.

Виды низковакуумных насосов:

  • Роторно-пластинчатые или одноступенчатые. Они производят слабый шум при работе, могут регулироваться по остаточному давлению и имеют простую конструкцию. Но также имеют минус – требуется периодическая замена масла.
  • Двухроторные или двухступенчатые. В своей конструкции они имеют два синхронных ротора. Такие устройства определяет экономичность и эффективность.
  • Водокольцевые. Их уникальность заключается в эффективном отведении и воздуха, и воды, но для их работы требуется вода и большое количество потребляемой электроэнергии.

Виды высоковакуумных насосов:

  • Диффузионные. Отличаются высокой эффективностью и производительностью. Но для фреонового контура их использовать нельзя, работа этих насосов обеспечивается маслом, которое может засорить контур.
  • Криогенные. Их эффективность обусловлена закачкой азота, который вымораживает жидкость и выгоняет воздух.
  • Ионно-геттерные. Они наиболее эффективны и способны удалять до 95% всех примесей, улавливающую их тонкой титановой пластиной.

Проверка

Проверка эффективности вакуумирования проводится на основании показателей давления, которые оцениваются по стрелкам манометров на манометрической станции. Мы описали этот процесс в пошаговом руководстве выше. В данном разделе мы разберем очень важный нюанс, который также связан с проверкой.

Некоторые несостоятельные мастера считают, что при помощи вакуумирования можно проводить диагностику сплит-систем. Их доводы просты, — если при откачке воздуха давление «ушло в ноль» и в течение 15 минут после этого не поднялось, значит магистраль герметична и ее можно заправлять. Но после заправки проходит месяц-другой, и фреон выдувается.

Объясним подробно почему вакуумирование нельзя расценивать в качестве эффективной проверки

  • Фреон вытекает крайне медленно и отклонение стрелки при недостаточной герметичности магистрали может произойти за время от получаса до часа.
  • Давление фреона на пике может достигать 25 Бар, а колебания стрелки манометра демонстрирует изменения в диапазоне от 1 до 5 Бар. В таком узком диапазоне изменений давления бесполезно искать утечки.
  • Фреон давит изнутри. А атмосфера внутрь.
  • Фреон гораздо текучее воздуха.

В нашей статье мы подробно разобрались в процессе вакуумирования кондиционеров. Запомните, — это несложный процесс, но от тщательности и правильности его выполнения зависит долговечность вашего кондионера.

Правильный монтаж и налаживание сплит-системы – самое важное, что нужно сделать для эффективной работы устройства, которое призвано кондиционировать помещение. Современные модели оснащены двумя частями – комнатными и наружными блоками, которые объединяются медными трубками. По ним циркулирует хладагент. Когда аппарат устанавливается, его элементы пропускают воду и воздух, поэтому необходимо проводить  вакуумирование кондиционера.

Вакуумирование кондиционера – что это такое

Многие интересуются, что это, вакуумирование кондиционера. Это действие, когда удаляются лишние воздух и влага из системы холодильного оборудования. Это действие необходимо совершать, чтобы устройство качественно работало. Запускать вакуумирование можно своими силами или обратиться к профессионалам.

Если подобный вопрос не решать вовремя, хладагент не сумеет самостоятельно избавиться от скопившегося воздуха. Таким образом, система охлаждения перестанет функционировать в должной степени. Чтобы избежать поломки и других неприятностей, нужно знать, как именно проходит вакуумирование.

https://youtube.com/watch?v=NoJEIRjNhDo%3Ffeature%3Doembed

Когда необходимо вакуумирование

Во время монтажных работ два блока кондиционера присоединяются друг к другу медными трубками-магистралями. Это называется контуром кондиционера. После того как трубки проложены, они затягиваются, обеспечивая герметичность, чтобы затем во время работы не было воздуха и влаги. Но даже если все делать очень аккуратно, вряд ли удастся через простое продувание убрать весь воздух из труб.

Интересно! Можно ли использовать кондиционер как обогреватель

Для этого нужна вакуумизация кондиционера? Она обязательна для всех охладительных систем, длина магистрали которых выше двух метров. Это касается бытовых устройств и промышленных.

Это нужно потому, что:

  • лишний воздух растворяется в масле, которое используют для смазки деталей, из-за чего меняются характеристики смазочного материала, и он становится бесполезным, поскольку не выполняет своих главных свойств. Больше не образуется плотная пленка на трущихся деталях. Таким образом устройство быстрее изнашивается и возникает риск поломки;
  • вода меняет химические свойства хладагента, в результате снижается производительность сплит-системы, контур начнет обмерзать.

Вакуумирование и бытовая сплит-система

Если необходимо своими руками установить кондиционер и выполнить вакуумирование, нужно приобрести некоторые необходимые приборы:

  • вакуумный насос;
  • шланги;
  • конструкцию, которая собирает хладагент;
  • зарядную станцию;
  • манометр или вакуумметр;
  • тэн для подогрева цилиндра;
  • вентильный ключ;
  • вентили для манометрической станции;
  • прибор для определения и оценки течи.

Насосом можно убрать попавшие под корпус воду и воздух, это совершается за счет разреженного давления.

У каждого вакуумного аппарата имеется предел остаточного давления, по достижению которой лишний воздух перестает выходить.

Нужно ли вакуумирование старых кондиционеров

Кондиционер не первой свежести тоже подвержен природному воздействию. Чаще всего зимой, если появится мелкое отверстие, которое нарушит герметичность медных труб или теплообменника, в систему попадет воздух. Если это произошло, кондиционер станет плохо работать, закапает вода.

Вакуумация кондиционера нужна:

  • когда сплит-система начала издавать булькающие звуки;
  • медные трубы сменили цвет на черный или синий;
  • ухудшилась работа устройства.

Редко, но случается, из-за разгерметизации помещение перестает охлаждаться совсем.

Поэтому если вдруг закрались подозрения о поломке, нужно обратиться к специалистам, которые проведут диагностику. Они самостоятельно проверят устройство, узнают, есть ли в нем лишний воздух или влага. Кроме того, проверят количество хладагента.

Своими силами лучше не исправлять неполадки в системе, когда нет определенных знаний и навыков. Любое неверное действие может навредить кондиционеру еще больше.

Есть возможность бесплатно отремонтировать оборудование. Но, как правило, услуга доступна только тем системам, что еще находятся на гарантийном обслуживании. Но не получится избежать финансовых вложений, если поломка случилась или усугубилась человеком.

Пошаговая инструкция по самостоятельному вакуумированию кондиционера

Прежде чем приступать к самостоятельному удалению лишнего воздуха, нужно знать некоторые детали. Длительность работы зависит от вакуумного насоса. Одноступенчатые аппараты не так мощны, но ими можно пользоваться в бытовых целях. Процесс займет примерно полчаса.

Интересно! Особенности приточной вытяжной вентиляции в гараже

Если применяется двухступенчатый насос с большей мощностью, работа потребует около 15-20 минут.

Измерять давление в агрегате нужно при помощи манометра или вакууматора. Самые точные цифры покажет опрессовка высоким давлением.

Как вакуумировать кондиционер.

  • На первом этапе нужно подключить вакуумный насос к кондиционеру. Чтобы это осуществить, нужно присоединить желтый шланг одним концом к насосу, другим – к манометру, его среднему штуцеру.
  • Затем левый штуцер должен быть занят синим шлангом, второй конец которого присоединить к газовому вентилю на охлаждающем оборудовании.
  • Включить вакуумный насос.
  • Открыть кран слева на манометре.
  • Открыть вентили сервисных портов.
  • На показателях должна быть цифра -1 Бар.
  • Оставить оборудование работать на 10-20 минут.
  • Выключить насос.
  • Манометр не убирать и не выключать. Оставить его еще на 30 минут.
  • Посмотреть на показатели. Если там «0», то была утечка.

Для обнаружения места утечки нужно смазать все соединения мыльным раствором. Когда место отыщется, необходимо затянуть покрепче крепления. После этого снова провести вакуумирование.

  • На втором этапе происходит заправка агрегата хладагентом.
  • Для этого требуется открыть клан слева на манометре.
  • Правый кран закрыть.
  • Средний, желтый, шланг, отсоединить от насоса и присоединить к баллону с фреоном. Последует небольшое шипение. Это значит, что хладагент заполняет контур.
  • После заправки отключить кондиционер, отключить трубки.
  • Закрыть газовый вентиль на внешнем блоке.

Затем нужно провести проверку системы.

  • Включить аппарат, поставить в режим охлаждения, установив температуру в +20 градусов.
  • Подождать 15 минут.
  • Устройство войдет в полную силу и станет видно, насколько хорошо оно справляется.
  • Потом проверить режим нагрева таким же образом.

Если проверка показала некорректную работу одного из режимов или они совсем не работают и не включаются, нужно вызвать специалиста. Без необходимых навыков и знаний будет сложно или невозможно выявить истинную причину. Возможно, были ошибки во время заправки фреоном, что часто случается. Может быть, его слишком много или, наоборот, недостаточно.

Мастер сумеет точно рассчитать, сколько холодильного вещества нужно, после чего произведет правильное тестирование. С этой работой можно справиться самому. Но новички нередко наталкиваются на ряд проблем при самостоятельном вакуумировании.

Сервисный центр берет за услугу довольно много. Но цена стоит того, чтобы один раз грамотно провести работу, чем потом отдавать еще большие деньги за поломку или исправление мелких неполадок.

Какой вакууматор лучше выбрать

При выборе хорошего насоса нужно обратить внимание на длину магистралей и мощность сплит-системы, корой необходима очистка. Кроме того, нужно учесть размеры насоса, потому что его придется держать близко к кондиционеру снаружи здания, чтобы подключить к процессу.

Одним из важных критериев является остаточное давление, которое образуется в результате работы насоса с закрытым входным патрубком. Чем ниже его значение, тем устройство лучше. Важна и производительность вакууматора. Она пишется в л/ч и выявляет количество газа, который прокачивается аппаратом за час бесперебойной работы.

Кроме того, нужно узнать мощность электродвигателя насоса. Если медные трубки длинные, т.е. блоки кондиционера находятся друг от друга на приличном расстоянии, то очистка займет продолжительное время. А для этого нужна высокая мощность.

Обычно профессионалы, занимающиеся установкой кондиционеров, применяют одноступенчатые и двухступенчатые насосы. Вторые достаточно недорогие, но уже плохо справляются с трубками, которые длиннее 3 метров, первые – считаются полупрофессиональными.

Вакуумирование кондиционера – обязательная работа, которая должна проводиться со старыми и новыми сплит-системами. Выполнять ее самостоятельно вполне возможно, но во избежание проблем, лучше доверить ее профессионалам.

УСЛУГИ ПО РЕМОНТУ КОНДИЦИОНЕРОВ В МОСКВЕ

Диагностика кондиционера простая и сложная
Обслуживание сплит-системы
Обслуживание кассетного кондиционера
Обслуживание колонного кондиционера
Обслуживание канального кондиционера
Ремонт фанкойлов (работа)
Устранение дефектов крепления внутреннего настенного блока
Устранение дефектов крепления наружного блока мощностью до 5 кВт
Поиск и устранение утечки хладагента (в зависимости от расположения)
Разборка/сборка наружного блока кондиционера мощностью до 5 кВт
Разборка/сборка внутреннего настенного блока кондиционера
Замена вальцовочного соединения (за одно соединение)
Замена дренажной помпы
Помпа
Замена компрессора кондиционера
Замена электродвигателя вентилятора внутреннего блока кондиционера
Замена электродвигателя вентилятора наружного блока кондиционера
Замена теплообменника внутреннего блока кондиционера
Замена теплообменника наружного блока кондиционера
Замена 4-х ходового клапана наружного блока кондиционера
Пайка фреонопровода за одно паечное соединение
Вакуумирование фреонопровода до 10 метров трассы
Очистка, продувка, промывка дренажной системы
Установка кондиционера
Фреон дозоправка за 100 гр
Услуга по заправке
Мойка внутреннего блока
Мойка внутреннего блока углубленная
Мойка внешнего блока
Вакуумация

Ознакомиться с ценами на услуги можно по ссылке: Прайс-лист

Выезд мастера на дом
БЕСПЛАТНО

Перезвоним и уточним необходимую информацию