Как разобрать настенный кондиционер
Сегодня поговорим о том, как разобрать кондиционер, а точнее внутренний блок настенной сплит-системы. Любой кондиционер требует регулярного обслуживания, которое включает разборку и чистку блоков устройства. Чистка внешнего блока, как правило, не доставляет труда, а вот разобрать внутренний блок уже сложнее.
Разборка внутреннего блока кондиционера
1. Выключаем кондиционер из электросети.
2. Открываем крышку корпуса внутреннего блока и извлекаем сетчатые фильтры. Крышку не закрываем.
3. Снимаем корпус внутреннего устройства:
4. Следующая задача – это снятие дренажного лотка (в очень редких моделях он не снимается, а сделан воедино со всем корпусом). Важно рассмотреть, как он установлен, чтобы при последующей сборке он «встал на свое место». Рекомендуем приготовить пакет или тару, чтобы слить возможный конденсат (воду) из лотка:
5. Следующая задача это снятие вала (вентилятора). Это самая трудная и ответственная операция. Здесь может быть два варианта в зависимости от устройства конкретной модели:
- более «легкая ситуация», когда вал снимается влево без снятия мотора и блока управления. В этом случае должен быть винт внутри самого вентилятора (и вся левая часть корпуса должна быть разборной);
- откручиваем и освобождаем левую часть радиатора от каркаса внутреннего блока;
При установке вала обратно винт должен очень точно закрутиться «на свое место». Иначе вал может проворачиваться или задевать стенки корпуса.
Разборка кондиционера, у которого вал вытаскивается справа
- самая сложная ситуация, когда приходится снимать блок управления и мотор вала (предупреждаем, что в этом случае крайне желательно обратиться к специалистам):
- извлекаем блок управления из корпуса кондиционера. Для этого отсоединяем все датчики и провода, которые к нему подходят. Затем освобождаем клипсы и откручиваем саморезы, которые его крепят;
- откручиваем кожух крепления мотора (обычно 4 самореза). Откручиваем все саморезы, которые помогут освободить кожух и вал;
- внимательно изучаем, каким образом отсоединить вал от мотора и извлечь его из корпуса. Скорее всего, придется аккуратно гнуть медные трубки, которые подходят к радиатору.
Подробнее этот случай смотрите в статье про чистку кондиционера.
Для сборки кондиционера выполняем рассмотренные операции в обратном порядке.
Таким образом, у нас получилась довольно длинная, но достаточно подробная инструкция о том, как разобрать кондиционер.
Как разобрать внутренний блок сплит-системы своими руками
Регулярное обслуживание кондиционера требует разборки его внутреннего и внешнего блока. Это необходимо при замене деталей сплит-системы и ее полной очистке. Стоит разобраться с особенностями процесса и последствиями неправильной разборки.
Как снять внутренний блок
Для снятия внутреннего блока кондиционера любого типа требуется отщелкнуть нижние клипсы. У большинства устройств они находятся снизу и обозначены стрелками или засечками. Типы клипс:
- Зацеп за настенную пластину произведен сверху. В этих случаях на клипсы нажимают вверх.
- Нижний зацеп за пластину. В таких устройствах снизу находятся дополнительные отверстия. Крепления оттягивают вниз от блока.
- Клипсы, расположенные под декоративной крышкой. Сначала снимают крышку, а затем отжимают крепления.
Снятый внутренний модуль кондиционера разбирается легче.
Разобрать внутренний блок сплит-системы можно после отсоединения прибора от сети. Затем открывают крышку корпуса и достают фильтры. Следующим действием нужно снять корпус:
Приоткрыв жалюзи, легко снять корпус, потянув его на себя.
Следующий шаг – снятие дренажной емкости. Некоторые модели выполнены монолитными, поэтому в них отделить лоток от корпуса не получится. Важно разобраться в особенностях его установки, чтобы при сборке правильно установить на место.
Под конденсат из лотка рекомендуется подготовить тару. Для разборки емкости достаточно открутить один саморез, а затем отсоединить клипсы внизу. От лотка необходимо отсоединить электродвигатель жалюзи. После извлечения емкости отделяют «хвост» дренажного шланга.
Вентилятор внутреннего блока кондиционера (крыльчатка)
Следующая задача – снять вентилятор (вал). Эта процедура наиболее ответственная и сложная. Простой вариант удаления вала применим, когда его снимают влево, не затрагивая блок управления и двигатель:
- Открутить и освободить левую часть радиатора от корпуса устройства.
- Отвинтить крепление справа в самом валу на несколько оборотов. Этот винт часто сильно затягивают, поэтому важно соблюдать осторожность, чтобы не повредить головку крепежного элемента и не сломать лопасти.
- Извлечь вал снизу из корпуса, следя за сохранностью деталей. Поскольку вентилятор часто устанавливают довольно плотно, для его съема нужен большой опыт. Винт можно держать отверткой, подталкивая вал.
При монтаже вала в корпус устройства винт должен оказаться точно в исходном положении. Иначе вентилятор будет касаться стенок.
Существует и более сложный вариант снятия вентилятора. Если вал вытаскивается с правой стороны, придется снимать электромотор и блок управления.
- Извлечь блок управления из корпуса. Это потребует отсоединения всех проводов и датчиков. Затем отсоединяют защелки и выкручивают саморезы, крепящие блок управления.
- Открутить все крепления электродвигателя. Отсоединить кожух с валом.
- Внимательно изучить, как отсоединяется вал от мотора. Осторожно отогнуть медные трубки, подходящие к радиатору.
Разборка внешнего модуля
Демонтаж мобильного или оконного кондиционера не занимает много времени – достаточно извлечь устройство из окна или снять воздуховод. При разборке полноценной сплит-системы требуется сохранить весь хладагент.
Разборку наружного блока кондиционера выполняют вдвоем. Так можно исключить лишний риск и сократить время работ.
После отключения прибора от электросети отсоединяют кабели, пометив клеммы.
Медные каналы, по которым транспортируется хладагент, можно выпрямить самостоятельно, соблюдая осторожность. Вместе с ними в помещение удаляется электрический кабель. Его прикручивают к концу трубки. Затем нужно открутить гайки, которые держат наружный модуль. Снимают блок вдвоем. В последнюю очередь со стены снимают кронштейны.
Снятый наружный модуль требует вертикального хранения и транспортировки. Для исключения возможных повреждений его помещают в коробку с пенопластом.
Снятие компрессора
В некоторых случаях требуется только демонтаж наружного блока, к примеру, когда требуется наладить работу компрессора. Внутренний блок в этом случае остается на месте. Основная задача – правильно снять компрессор:
- демонтировать крышку наружного блока;
- отсоединить трубки нагнетания и всасывания;
- отсоединить электропровода;
- отвинтить крепежные элементы вентилятора и конденсатора;
- удалить из корпуса конденсатор;
- демонтировать крепления компрессора и саму деталь.
Выполняя такую последовательность действий, можно снизить риск повреждения трубопроводов и получить доступ к другим элементам, расположенным в корпусе.
Последствия неправильного демонтажа
При неправильном демонтаже легко повредить кондиционер. Возможные неприятные последствия:
- Разгерметизация контура охлаждения, что влечет за собой утечку фреона. При последующей установке прибора придется доплачивать за дозаправку системы хладагентом.
- Механическое повреждение корпуса наружного блока, фреоновых патрубков, других деталей.
Кондиционер обычно демонтируют при смене места жительства, на время ремонта и чистки. При разборке простых агрегатов не придется разбираться в их устройстве. Однако полноценные сплит-системы требуют внимательного подхода. Поскольку оборудование дорогостоящее, лучше обратиться к профессиональным монтажникам, которые выполнят работу качественно и с гарантией. Разбирать прибор самостоятельно можно только при полной уверенности в понимании его устройства.
Как самостоятельно разобрать и почистить домашний кондиционер
Антибактериальная обработка и чистка действующей сплит-системы должна выполняться ежегодно. Уточним: речь о внутренних модулях, эксплуатирующихся у вас дома, а офисные агрегаты надо мыть еще чаще. Обслуживание внешнего блока производится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 2 года. Давайте же разберемся, как можно почистить домашний кондиционер без вызова сервисного мастера, то бишь, своими руками.
Почему чаще обслуживать — выгодно
В отличие от старой климатической техники, современные сплит-системы способны не только охлаждать, но и нагревать воздух. Поэтому хозяева квартир и частных домов нередко используют их для отопления зимой, пока уличная температура не упала ниже —5 °С. Соответственно, основные элементы кондиционера — фильтры, теплообменники и вентиляторы загрязняются вдвое быстрее. В пользу своевременного обслуживания есть и другие веские доводы:
- Ваше здоровье. Оно подвергается вредному воздействию грибков и плесени, поселяющихся и активно размножающихся внутри слишком запыленного агрегата. Признак – неприятный затхлый запах.
- Грязь, скопившаяся в наружном и внутреннем радиаторе, препятствует нормальному прохождению воздушного потока, отчего снижается КПД всей установки. При неизменной отдаче тепла или холода электроэнергии расходуется больше.
- Одно дело – ежесезонная промывка, и совсем другое — прочистка и антибактериальная обработка сильно загрязненного внутреннего модуля. Первую вы сделаете самостоятельно, а для второй придется вызвать мастера со специализированным оборудованием (мойкой высокого давления, парогенератором), что влетит вам в копеечку.
Примечание. Снижение КПД любой холодильной машины ведет к увеличению нагрузки на компрессор – самой дорогостоящей детали. Получается, что забитые грязью теплообменники приближают момент его ремонта, а то и замены.
Нет смысла развивать тему о вредных микроорганизмах, живущих внутри грязных кондиционеров и наносящих вред здоровью людей, поскольку данный факт всем давно известен. А вот осведомиться, сколько стоит в вашем регионе профессиональная чистка сплит-систем с дезинфекцией, будет нелишним. Ведь если испаритель не промывался несколько лет, то вызов специалиста становится неизбежным.
Сравнительный пример. Стоимость комплексной прочистки бытовых систем кондиционирования мощностью до 5 кВт лежит в пределах 2—3 тыс. руб. (35—53 у. е.). Это московские цены, в регионах они могут быть ниже. Если же помыть сплит своими руками, то вы спокойно уложитесь в 5, максимум – 10 у. е., которые затратите, чтобы купить очиститель. Согласитесь, самостоятельная профилактика гораздо выгоднее сервисного обслуживания.
На фото — нанесение моющей пены Bizol (цена — около 6 у. е.)
Простая пенная промывка
Этот способ удаления грязи из комнатного модуля очень прост и доступен всем, в том числе домохозяйкам. Он выполняется с помощью моющих средств, продающихся в аэрозольных баллончиках (Liqui Moly, Plak, Bizol и им подобные). Технология такая:
- Отключите аппарат от электросети, откройте крышку и вытащите фильтры. Промойте их проточной водой и оставьте сушиться.
- Нанесите пену из баллона на ребра испарителя и выдержите указанное в инструкции время (от 10 до 30 мин).
- Установите фильтры и включите сплит-систему в режиме обогрева либо вентиляции (в зависимости от рекомендаций на баллончике) и дайте поработать в течение получаса. Проветрите комнату.
К сожалению, данный способ нельзя назвать эффективным, потому что он позволяет промыть только теплообменник. Турбина вентилятора, дренажная ванночка и скрытые полости аппарата остаются грязными. Поэтому дальше мы предлагаем рассмотреть, как правильно чистить блоки сплит-системы, предварительно выполнив разборку.
Как разобрать и вымыть внутренний блок
Процесс очистки предлагается рассмотреть на примере корейского сплита Daewoo мощностью 18 kBTU или 5.3 кВт. Что потребуется для работы:
- плоская и крестообразная отвертка;
- чистящее средство на щелочной основе Carlyclean или подобное в емкости с ручным опрыскивателем;
- специальный полиэтиленовый чехол со стоком для воды, сделанный под размеры комнатного модуля;
- резиновые перчатки;
- еще один ручной разбрызгиватель для смывания очистителя.
Для справки. Одноразовую дозу средства Carlyclean можно заказать в любом специализированном интернет-магазине по цене около 3 у. е. Там же продаются чехлы, защищающие стены от потеков (стоимость – порядка 2 у. е.). При желании вы можете сами спаять такое приспособление из полиэтиленовой пленки.
Чтобы хорошенько очистить и продезинфицировать все детали, внутреннего модуля, нужно его разобрать в следующем порядке:
- Отключите кондиционер от сети, достаньте фильтры и промойте их. Снимите пластиковые жалюзи, аккуратно изгибая и выводя концы из гнезд.
- Открутите все саморезы, расположенные на передней панели. Они держат крышку электрического отсека, саму панель и конденсатную ванночку. Часть из них находится под декоративными заглушками.
- Потяните лицевую панель на себя и откиньте ее вверх, чтобы вывести из зацепления 4 верхних защелки. Не снимайте ее, пока не отсоедините разъем ЖК-дисплея, находящийся с правой стороны.
- Пометьте маркером положение сервоприводов, вращающих жалюзи, затем открутите и снимите их. Освободите фиксатор ванночки для конденсата (держит ее левый торец) и отсоедините трубку дренажа. После этого элемент легко демонтируется.
- Вытащите датчик температуры, вставленный между ребрами испарителя, и отогните его в сторону электронного блока. Последний защитите от попадания воды полиэтиленовым пакетом, как показано выше на фото.
Примечание. Сплит-системы других производителей разбираются примерно в таком же порядке. Отличия бывают в способах крепления панелей, количестве жалюзи и размещении дисплея.
Если вы занимаетесь обслуживанием домашнего кондиционера впервые, то процедура разборки займет приблизительно 1.5—2 часа. Благодаря этому вы получаете доступ к турбине вентилятора и полости за ней, которую тоже необходимо прочистить. Дальше все просто: натягивайте на модуль чехол, подсунув его края между стенкой и корпусом, затем приступайте к чистке «сплита»:
- Наденьте резиновые перчатки и тщательно нанесите моющую жидкость на теплообменник, барабан вентилятора и внутренние полости. При этом турбину вращайте свободной рукой.
- Спустя 5—10 мин возьмите водяной опрыскиватель и смойте средство вместе с грязью. Брызгать нужно до тех пор, пока из блока не побежит чистая вода.
- Дождитесь, пока из внутреннего модуля не вытечет вся вода, а затем снимите чехол и дайте аппарату просохнуть.
- Вымойте снятую панель, ванночку и фильтры, просушите их. При этом старайтесь не мочить поролоновые уплотнители. После просушки кондиционер можно собирать.
Так выглядит турбина и теплообменник после промывки
Указания по чистке наружного модуля
Основная трудность обслуживания внешнего блока заключается в его расположении. Если он установлен на стене высотного дома сбоку от оконного проема, то от самостоятельной прочистки лучше отказаться, разве что вы проживаете на первом этаже. Безопаснее вести работы, когда конденсатор размещен в таких местах:
- на не застекленном балконе или лоджии;
- на стене частного дома, куда можно приставить лестницу;
- под окном квартиры.
Сама процедура разборки и прочистки довольно проста и выполняется в такой последовательности:
- Вывинтите саморезы, удерживающие верхнюю крышку, и снимите ее. Демонтируйте защитную решетку вентилятора.
- Открутите гайку крепления крыльчатки (резьба – левая) и снимите ее с вала. Оберните двигатель полиэтиленом, чтобы в него не попала жидкость.
Слева — вид сверху на теплообменник, справа — обмотанный пакетом двигатель
Для справки. Электроника и компрессор, установленный во внешнем блоке, отделены от конденсора перегородкой, так что можете смело наносить средство и смывать его водой.
Включение охладителя также лучше отложить на сутки, дабы успели просохнуть уплотнители. Как чистить наружный модуль кондиционера, показано в видеосюжете:
Заключение
Изложенная технология самостоятельной очистки годится для сплит-систем, не успевших сильно набиться грязью. Просмотрев видео, вы убедитесь, насколько легко промываются детали охладителя, отработавшего 1—2 года с момента последнего обслуживания. Если же при вскрытии вы обнаружили приличный слой грязи, то лучше на первый раз обратиться в сервисную мастерскую. Ее специалисты хорошенько прочистят кондиционер и выполнят антибактериальную обработку паром, а уж дальнейшие промывки вы возьмете на себя.
Чтобы качественно почистить домашний кондиционер обычно приглашают специалиста в этом деле.
А можно ли выполнить мойку самостоятельно с минимальным набором инструментов и химии?
Тем более, что так называемое “профессиональное техобслуживание” зачастую заключается в следующем.
Приходит мастер, открывает крышку, выбивает фильтра об колено, пару минут шипит парогенератором без демонтажа беличьего колеса.
Смачивает наружку керхером, забрызгивая все стены грязной водой (соседи снизу скажут вам спасибо ?).
Берет свои денюжки и уходит с чувством выполненного долга.
А через пару месяцев кондиционер опять начинает вонять и зарастать плесенью.
Качественная чистка внутреннего блока со всеми процессами разборки-сборки занимает не менее 2-3х часов. Процедура эта не быстрая и подходить к ней нужно обстоятельно.
Не стоит ее путать с элементарными операциями промывки воздушных фильтров, на которую уходит от силы 10-15 минут.
В общем от слов к делу. Покажем вам поэтапно разбор всех узлов и те нюансы, с которыми придется столкнуться, а вы уже на основании этого сделаете выводы — сможете вы провести чистку своими руками или лучше пригласить профессионала.
Все-таки после попытки самостоятельно разобрать и собрать кондиционер количество обращений в специализированный сервис-центр резко увеличивается)))
Порой даже подробные видеоинструкции на ютубе не особо помогают.
В крайнем случае с почерпнутыми из статьи знаниями сможете легко проконтролировать работу мастера.
Заметим, что речь будет идти только о внутреннем блоке, а не о внешнем!
Чтобы безопасно добраться до него, кроме спец.инструмента иногда требуется еще и спец.техника.
Первым делом вытаскиваете вилку из розетки и отключаете прибор от сети.
Если кондиционер у вас до этого работал, не нужно сразу лезть в его внутренности.
После отключения дайте ему отдохнуть 30 минут. Это время не входит в общую продолжительность ремонта, указанную ранее ?
Данные полчаса необходимы для охлаждения разогретых элементов системы. Еще один полезный совет тем, кто будет чистить агрегат не себе, а заказчику.
Перед разбором обязательно проверяйте кондиционер на работоспособность.
Вдруг он окажется неисправным. Потом никогда не докажите, что вы не виноваты в его поломке.
Итак, отщелкиваете верхнюю крышку и достаете воздушные фильтра.
По инструкции их рекомендуется чистить каждые две недели. Проще всего их намылить чем-то вроде фэйри и промыть губкой под теплой водой.
Просто под струей воды из-под крана по-настоящему грязные сеточки не отмыть.
Сушить фильтр феном или на батарее запрещается.
Он должен просохнуть самостоятельно.
Если вы делаете разбор кондиционера в первый раз, не надейтесь только на свою память.
Иначе у вас получится квест – “как разобрать кондиционер и жить дальше без него” ?
LG, Samsung и разного рода китайские no name модели разбираются относительно сносно. А вот с японцами приходится раскурочивать все до винтика.
Поэтому поставьте рядом с собой одного из членов семьи, дабы он записывал весь процесс на камеру смартфона. Это очень сильно поможет в последующей сборке конструкции в обратной последовательности.
За воздушным фильтром в отдельных моделях может находиться дезодорирующий элемент.
Это штука, которую опрыскивают разными ароматами, и вся комната наполняется соответствующими запахами. Снимаем и его.
Спускаемся ниже. Открываете нижнюю заслонку и отщелкиваете ее по бокам.
Не бойтесь, она очень хорошо гнется. Смело оттягиваете ее вниз по середине и вытаскиваете из пазов по краям.
Если сразу не выходит, попробуйте ее прокрутить. Там может быть “замочек” (у моделей Toshiba), который выходит из пазов только в одном положении.
Еще заслонка может быть связана с направляющими лопастями потока воздуха. Отщелкиваете и с них.
Нельзя залазить тряпкой в агрегат для очистки внутренних стенок кондиционера, не снимая саму заслонку.
Те, кто хочет сэкономить время, чаще всего подобным образом и ломают направляющие жалюзей.
Далее отверткой откручиваете крышку, за которой спрятаны электрические контакты и вводной кабель.
После чего раскручиваете шурупы в нижней части кондиционера. Данные винтики могут быть спрятаны под заглушкой.
Внешний кожух корпуса обычно на всех кондиционерах держится на:
Плоской отверткой поддеваете и отсоединяете защелки. Вы должны услышать характерный звук щелчка.
От кожуха также придется отсоединить электрический разъем на датчики или электронные схемы, встроенные в этот корпус.
Пластиковый корпус отправляется в чистку.
Ни в коем случае не мойте его горячей водой и не сушите под прямыми лучами солнца.
Иначе пластмассу поведет и изменит ее цвет (пожелтеет). Это не только не эстетично, но и не практично.
Ни к одной защелке через годик не прикоснетесь. Все начнет ломаться и крошиться.
Сняв корпус, добираемся до ионизатора воздуха (в вашей модели его может и не быть). Сначала отключаете от него разъем с проводами питания, а потом откручиваете крепежный шуруп.
На радиаторе отсоединяете озоновый датчик (при наличии).
В общем вам по максимуму нужно отключить и демонтировать все питающие электрические шлейфа.
Направляющая шторка через маленький шаговый моторчик также подключена к плате управления. Снимаете защитную крышку, прослеживаете куда от нее идут провода и отсоединяете быстросъемный штекер.
Либо откручиваете сам моторчик.
Можно приступать к чистке радиатора.
Его промывают до снятия дренажной ванны, а не после.
Во-первых, закреплённый испаритель не будет болтаться. Во-вторых, будет место куда стекать грязи.
Вся внешняя пыль сначала убирается пылесосом. Зачем ее смачивать и заталкивать во внутрь?
Сильная химия (Super Clean) + мини-мойка низкого давления Karcher OC3 в домашних условиях требуются очень редко.
Другое дело, когда сплит-система установлена в каких-то пром.помещениях или специализированных зданиях.
Вот там случается реальная “попа”.
Парогенератор для “относительно” чистого домашнего кондёра — это лишнее. А в реально грязном он наоборот, забивает отдельные кусочки грязи как можно дальше, где они и коксуются.
После этого кондей через пару месяцев начинает вонять как старый носок.
Какую химию и дезинфекцию применять?
Кто-то использует автомобильную химию для бесконтактной мойки машин. Разводят этот концентрат с водой и обычным ручным распылителем наносят на радиатор.
Только делать это все нужно в респираторе и перчатках, жидкость очень токсична. Для дома еще часто применяют более профессиональные средства от Becool.
А вообще запомните, сильная химия может разъесть трубки радиатора + вы никогда заранее не узнаете, как она скажется на вашем здоровье в будущем (аллергия и т.п.).
Гоните в шею советчиков типа — “возьмите ЛЮБОЕ чистящее средство для ванн”. Всегда изучайте этикетку и состав.
Поэтому, чтобы не экспериментировать, при простом домашнем обслуживании набираете в тазик теплую воду с добавлением безопасного чистящего средства (можно даже Fairy) и МЯГКОЙ мелковорсистой щеткой поступательными движениями ВНИЗ очищаете поверхность и щели между ламелями.
Протирать испаритель тряпкой категорически запрещается!
У него слишком тонкие и нежные ребра, которые при малейшем механическом воздействии можно легко деформировать и сломать.
После первоначальной мойки все нужно обработать дезинфицирующим раствором. Как говорится — требуйте пролива после отстоя пены ?
Вы должны не просто почистить поверхность от грязи, но и убить все грибки и бактерии.
Различные антисептики для рук не используйте.
Они оставляют некоторую липкость после высыхания. А это только будет способствовать отложению пыли и грязи в дальнейшем.
Вместо народных методов (спирт с водой (50/50) или хлоргексидин) лучше прикупить спец.средства. Например, Алмадез.
Он не содержит вредной химии, хорошо убивает бактерии. После него вы действительно будете дышать чистым воздухом.
Дезинфицирующие средства нужно наносить минимум на 20-30 минут.
За меньшее время убить бактерии не получится. Средства дезинфекции смывать водой не требуется.
Как спасти от грязи стены?
Особое внимание уделяйте обоям в нижней части кондиционера. Это место нужно защитить от грязных потоков и капель.
Недостаточно просто положить тряпку на пол.
Стенку от попадания грязи это не спасет. Нужно приделать внизу блока что-то вроде фартука.
Продаются даже заводские пакеты со всем необходимым.
В самом экономном варианте снизу блока можно закрепить укрывную пленку с малярной лентой.
Возле пола собираете ее в пучок и приклеиваете скотчем к ободку ведра.
Если кондиционер находится слишком близко к потолку, то защиту от грязи желательно сделать и на нем.
Добираемся до дренажной ванночки, в которую собирается конденсат.
Ванночка помимо шурупов держится на защелках и подсоединена к сливной трубке.
Сливная трубка сидит довольно плотно. После отстегивания защелок демонтируете и ее.
Помимо мойки ванночки не забудьте продуть и пролить водой трубку.
Там иногда собираются такие сопли, что могут дать фору любой грязи. А еще бывает со стороны улицы в ней селятся осы и внутренний блок начинает течь.
Если слив забит, и вода не уходит, его можно почистить тросиком или каким-либо жидким средством для удаления засоров.
Внимание – в большинстве новых моделей (Gree, Toshiba, Mitsubishi и др.) дренажная ванночка не съемная и идет в монолите корпуса!
Ее придется мыть непосредственно внутри кондиционера, либо демонтировать конструкцию совместно с беличьим колесом и двигателем, оставляя на стене только испаритель, подвязанный на веревочках.
При демонтаже будьте осторожны, у кондеев сзади есть пластмассовая планка, которая фиксирует трубки к корпусу.
Без ее извлечения вы не отстегнете корпус от испарителя.
Многие опытные монтажники изначально снимают эту планку еще на этапе установки блока на стену, дабы в последствии было меньше проблем с обслуживанием.
А вообще такую работу (полный демонтаж со стены) лучше уже доверить профессионалам.
Нужно ли целиком снимать электрический блок? Некоторые этого не делают, а просто заворачивают его в полиэтиленовый пакет, защищая от брызг и воды.
Очень хорошо подходят бахилы.
В других моделях без его демонтажа невозможно добраться до двигателя вентилятора и крепежного шурупа на валу.
Чтобы снять электрический блок, отключаете провода заземления с металлических решеток радиатора.
Снимаете датчик температуры.
Его нельзя вытаскивать за провода!
Сначала вытягиваете металлическую скобу, потом датчик. В противном случае могут возникнуть проблемы с обледенением.
Далее блок можно отстегнуть с защелок и свесить вниз на эл.проводке.
Перед мойкой внутренностей кондиционера оберните этот блок сухой тряпкой.
Снимать или нет роторный вентилятор?
Переходим к роторному вентилятору или как его называют, беличьей турбине.
Без демонтажа и мойки этого элемента чистка кондиционера вообще не считается чисткой.
Так, поверхностное протирание. Именно он является главным разносчиком пыли, плесени и бактерий.
В самых запущенных ситуациях, когда заканчивается место внутри, плесень постепенно начинает вылезать наружу!
Даже чистый на первый взгляд вентилятор имеет на поверхности лопастей множество черных точек. А это как раз и есть грибок.
Подобраться к нему не так просто, придется изрядно повозиться.
Для начала ослабляете фиксирующие элементы испарителя. Это может быть защитная боковая планка, ну и шурупы по сторонам.
Внимание – Неосторожные и резкие движения при манипуляциях с этим испарителем могут привести к заломам фреоновых трубок.
Сам испаритель никогда не демонтируется. Крепеж ослабляют, чтобы можно было аккуратно приподнять его вверх и получить доступ до нижнего барабана.
При чистке задней стенки и заднего лотка для сбора конденсата теплообменник раскручивают полностью.
Только будьте осторожны с крепежом всей конструкции, чтобы не сломать трубки.
Как снять вентилятор турбину?
Есть несколько вариантов демонтажа “беличьего колеса”, спрятанного под теплообменником.
Первый – прокрутите барабан и посмотрите, есть ли в нем техническое отверстие между лопастями с правой стороны. За ним должен находиться фиксирующий болт.
Выкручивать его целиком не обязательно, можно просто ослабить.
Не всегда это можно сделать обычной отверткой.
Дело в том, что данный болтик у отдельных моделей (самсунг, дэу и подобные) дополнительно посажен на клей!
Чтобы его сорвать придется воспользоваться торцовой головкой и трещеткой.
Другой вариант подразумевает запрятывание этого болта под защитный кожух двигателя, который, собственно говоря, и вращает барабан.
Придется снять либо защитный кожух с движка, либо сам двигатель с роторным вентилятором.
После раскручивания не забудьте отметить фломастером точное расположение этого болтика на валу.
Если при обратной сборке случайно сместите вал вправо или влево от его заводского положения, это приведет к тому, что лопасти начнут задевать корпус, появится дополнительный шум.
Также посторонние шумы возникают при повторной посадке саморезов и винтов крепления двигателя на свои места. Проблема решается резиновыми проставками или проклейкой изоленты между ушками и местами крепления саморезов.
А еще при неправильной сборке вала, крыльчатка может заклинить и двигатель сгорит.
Приподнимаете радиатор вверх и вытаскиваете вентилятор наружу из его посадочного места, либо снимаете с турбины сам движок.
На многих моделях вал турбины сидит очень туго, чтобы его вытащить приходится прикладывать значительное усилие! При монтаже в обратной последовательности, он наоборот, не хочет до конца заходить на свое место.
В этом случае попробуйте пройтись по нему наждачкой.
Еще не забудьте смазать техвазелином или силиконовой смазкой с фторпластом маленькие подшипники, в которые вставляется вал, а также сам вал.
Как отмыть вентилятор-турбину?
Лучше всего лопасти вентилятора очищаются мойкой высокого давления. Если у вас ее нет, можете отвезти вал на автомойку.
Без специальных чистящих средств обычной теплой водичкой и тряпочкой качественно отмыть вентилятор проблематично. Чего только не придумывают для оптимизации процесса в домашних условиях ?
Например, ершик с шуруповертом. Но это все равно долго и нудно.
На один вот такой участок уходит около 10 минут!
В процессе мойки под высоким давлением жестко закрепите вал и не позволяйте ему кататься по полу.
Это может сломать лопасти.
Равно как и выбор неправильного угла струи от керхера.
Повреждение лопасти приводит не только к худшему выдуванию воздуха, но и к дополнительной вибрации внутри блока.
Крыльчатка изначально хорошо сбалансирована, там даже есть специальные грузики для этого. Представьте, что с ней будет при изломе одной или нескольких пластинок.
Кондиционер нельзя включать на постоянную работу сразу после чистки.
Даже если все детали выглядят сухими. Дайте ему отстояться несколько часов и только потом смело запускайте в дело.
Дольше всего сушится испаритель. Чтобы ускорить процесс можете воспользоваться феном.
На этом в принципе все.
Ну что, все еще хотите почистить кондиционер самостоятельно ? Дабы не заморачиваться с удалением плесени и грибков каждый год, выполняйте одну простую рекомендацию.
После КАЖДОГО использования сплит-системы ставьте аппарат на обычную вентиляцию на 20-30 минут. Это осушит весь конденсат.
Плюс не забывайте почаще промывать фильтра. В итоге сплит-система до очередной капитальной мойки будет служить вам годами.
Ну и на последок рекомендую просмотреть очень полезное видео, почему при чистке все таки реально стоит полностью разбирать кондиционер, а не обходиться какими-то полумерами (парогенератор, аккумуляторный кёрхер + химия).
Обзор на Сплит-система Rovex RS-09HST2
Так вышло что лето 2020го выдалось достаточно жарким для Южного Федерального округа, поэтому было принято решение о незамедлительном приобретении и максимально быстрой установке сплит-системы. Посоветовавшись со знакомыми занимающимися продажами данного рода оборудования, узнал про фирму Rovex которая смогла составить конкуренцию таким брендам как Jax, Balluи Midea в своём ценовом сегменте. Информации по данному производителю на Яндекс-маркете было не много, а та, что имелась, варьировалась от 4 до 5 звезд. Решающим в выборе оказалось наличие в данной модели комплектующих, произведенных компанией Haier. Данная фирма должным образом зарекомендовала себя в данном сегменте бытовой техники и что если не дай бог что случится, то и обращаться придется в сервисный центр Хайер. Плюс важную роль сыграло наличие трехгодовой гарантии, что в определенной роли внушает надежду. Удачно вышло, что среди всех имеющихся онлайн-магазинов самая выгодная цена на сплит-систему оказалась в ОнлайнТрейд, и имелся в наличии, также пригодились имеющиеся бонусы за сделанные ранее заказы.
По упаковке всё достаточно просто: 2 коробки (внешний и внутренний блок) в комплекте различные трубки, инструкция (мало информативная) и пульт с комплектом батареек (с креплением на стену). Никаких креплений для внешнего не было, но как показывает практика это прерогатива более дорогих моделей. Также в комплекте отсутствовала вилка, которую пришлось докупать самим. Кстати на упаковке отсутствует информация об используемом хладагенте и рекомендуемом объеме наполнения им, установщики сплит-системы заострили на этом внимание.
В процессе установки внутреннего блока возникла проблема с защелкиванием на планке крепления к стене. Из-за достаточно мягкого пластика корпуса, внутренний блок пришлось почти полностью разобрать, чтобы с должным усилием прижать к стене. В ходе разбора выяснили что внутренние съемные фильтры достаточно удобно обслуживать и мыть. Установка внешнего блок не доставил никаких проблем, за счет вытянутой формы было достаточно удобно монтировать.
По уровню шума соответствует заявленным производителем техническим характеристикам (23 дБ для внутреннего блока). В силу сложившейся ситуации в мире, приходится самоизолироваться и работать из дома, в связи с чем быстро оценили работу оборудования днем и ночью. В дневное время — работа сплит-системы еле слышна и не доставляет никакого дискомфорта. В ночное время, конечно же слышно, но это личное дело каждого плюс установлен он над кроватью (но нас это сильно не беспокоит). Ночью в процессе охлаждения порой слышен треск пластика, но это не критично, в особо жаркие дни звук становится чуточку громче. Внешний блок, по заявлению установщиков сплит-системы, для данного ценового сегмента не из громких, что не может не радовать.
Внутренний блок сплит-системы выглядит достаточно стильно и дорого, легко впишется в любой интерьер. Модель Rovex RS-09HST2 выглядит миниатюрной, учитывая мощность. Скрытое табло отображает текущую температуру помещения и может быть отключено с пульта управления. При включении ночного режима яркость данного табло автоматически снижается.
Пульт обычный, стандартный, тактильно приятно держать в руках. Причем дезориентировало наличие на нем кнопки отвечающей за регулировку вертикальных направляющих, что свойственно для гораздо более дорогих, но в данном случае, просто бутафория. Огорчает отсутствие подсветки на пульте.
Сплит установлен в комнате 18 квадрантных метров, а значит вполне могло хватить «семерки», но брался с расчетом того что придется охлаждать и соседнюю комнату в 12 квадратов. С охлаждением основной комнаты справляется достаточно быстро (до 10 минут с 29 градусов до 25). Для охлаждения второй комнаты требуется больше времени, но мощности данной сплит-системы вполне хватает.
Также хотелось отметить возникшие сложности связанные с выдачей сплит-системы в заявленные сроки, из-за неверно отображаемой информации выяснилось что товар едет из Москвы и сроки будут смещены что с температурой за окном в 38 градусов не прибавляло оптимизма.
Инструкция по демонтажу кондиционера своими руками
Перед проведением демонтажа кондиционера своими руками требуется изучить инструкцию. Сложность заключается в том, что в сплит-системе между блоками перемещается хладагент. Если в процессе снятия совершить неверные действия, то можно вывести оборудование из строя. Некоторые агрегаты состоят всего из одного блока, поэтому проблем с ними не возникает.
Возможные проблемы
Чтобы понять, как демонтировать кондиционер своими руками, нужно знать, с какими проблемами придется столкнуться. Заключаются они в следующем:
- В процессе работы может произойти утечка хладагента. Начнется его улетучивание в атмосферу. Это приведет к необходимости внеочередной заправки агрегата. Лучше такого не допускать. Нужно провести демонтаж так, чтобы вещество осталось в системе.
- Попадание в хладагент воды приведет к тому, что в испарителе жидкость замерзнет. Твердые кусочки льда приведут в негодность компрессор. Чтобы такого не произошло, нельзя работать в дождливое время.
- Расположенный с внешней стороны стены наружный блок при демонтаже может упасть. Чтобы устранить риск такой неприятности, работу следует проводить с помощником.
- Нельзя допускать повреждение элементов конструкции. Через трещину начнет улетучиваться фреон или внутрь попадет грязь. Поэтому в работе следует соблюдать аккуратность.
- Следует проявлять осторожность при отключении от патрубков магистралей. На них припаяны сгоны с резьбой, которые можно сорвать.
- При отключении проводов следует записать их расположение. Это пригодится при обратном монтаже.
- Не обрезать коротко дренажную трубку, через которую выходит конденсат.
Этапы подготовки
На предварительном этапе требуется удержать в системе хладагент. Находится он в контуре, который состоит из компрессора, испарителя, конденсатора, а также соединительных трубок.
Фреон поступает в испаритель в жидком состоянии, поэтому сюда ведут трубки небольшого диаметра. Испаряясь, хладагент поступает в компрессор уже в виде газа. Здесь размер ветки больше.
Цель предварительного этапа: собрать весь газ в конденсаторе. Для этого нужно выполнить следующие шаги:
- Идет включение кондиционера в режиме охлаждение. Ставится самая низкая температура. Агрегат работает в течение 10 минут.
- На внешнем блоке располагается вентиль со штуцером. К нему подходит тонкая трубка, по которой движется фреон. Сверху располагается защитный колпачок. При его снятии появляются шлицы. На них набрасывается ключ и вентиль перекрывается.
- Ведется наблюдение за манометром, стрелка которого через 1 минуту должна упасть до нуля. Сразу после этого такая же процедура проводится с наружным блоком. Снимается защитный колпачок и закручивается второй вентиль. Затем при помощи пульта дистанционного управления кондиционер выключается. Весь хладагент скапливается в наружном блоке.
Если на агрегате отсутствует манометр, то выдерживается 1 минута и перекрывается второй вентиль, прибор отключается.
Демонтаж своими руками
Зная, как снять кондиционер самостоятельно, можно приступать к делу. Необходимо будет выполнить следующие шаги:
- провести демонтаж наружного блока;
- отсоединить и вынуть компрессор;
- снять внутренний блок.
В инструкции, где рассказывается, как правильно демонтировать кондиционер, указывается необходимый инструмент. Состоит он из следующих вещей:
- наборов откидных и рожковых ключей;
- отвертки;
- труборезов;
- бокорезов;
- тисков;
- пассатижей.
Оптимальным вариантом является наличие профессионального инструмента, потому что обычным можно испортить элементы системы при неосторожном обращении.
Снятие наружного блока
Снятие кондиционера своими руками начинается с демонтажа наружного блока. Это делается в случае перестановки всего устройства на новое место. Если же производится ремонт оборудования, то внешний блок снимать не нужно.
Работы проводятся в следующем порядке:
- Откручивается шланг манометра, по которому подается хладагент. На это место ставится заглушка.
- Отворачиваются гайки, которыми медные трубки крепятся к штуцерам. Все они отгибаются в сторону. Используя изоляционную ленту, закрываются отверстия, чтобы в них не попала пыль и грязь.
- Отсоединяется кабель. Для этого аппарат обесточивается, снимается над фреоновыми вентилями защитная крышка. Под ней располагаются клеммы. Прежде чем вынимать провода, на них следует наклеить скотч и подписать расположение. Затем они отключаются и убираются вместе с кабелем.
- Внешний блок крепится к кронштейну четырьмя гайками. Их необходимо открутить. Корпус блока обвязывается веревкой и с помощью двух человек снимается.
- После этого идет демонтаж кронштейна. Для этого откручиваются четыре анкерных болта. Предварительно внутрь помещения затягиваются все выровненные трубки.
Человеку, у которого есть опыт такой работы, не требуется откручивание медных трубок от штуцеров. Они просто откусываются у основания крепления. При этом концы пережимаются и автоматически герметизируются. Во время обратного монтажа идет их развальцовка и прижатие разведенного конца гайками.
Изъятие компрессора
В случае ремонта кондиционера после снятия блока, расположенного снаружи помещения, требуется отсоединить и вынуть компрессор. Делается это по следующей инструкции:
- Со снятого блока снимается крышка.
- Убираются от компрессора все трубки: всасывающая и нагнетающая.
- Отключается электропроводка.
- Дальше необходимо снять крепления, которые прихватывают конденсатор и вентили.
- После снятия конденсатора появляется возможность изъятия компрессора.
Для дальнейшего его ремонта требуется слить масло. Если это поршневая модель, то оно убирается через патрубок. Сложнее обстоит дело со спиральными и роторными изделиями. У них в днище сверлится отверстие. При его изготовлении сверление ведется не на сквозную, чтобы внутрь не попала грязь. Оставляется незначительная перегородка, которая потом протыкается тонким штырем.
Со снятым компрессором появляется возможность ведения других ремонтных работ, поскольку открывается доступ до внутреннего пространства оборудования.
Отсоединение внутренней части
Согласно инструкции, чтобы снять внутренний блок кондиционера, нужно от него отсоединить кабель и трубки. Для этого необходимо добраться до ниши, где расположены все места скрутки трубопроводов.
Это делается двумя способами:
- Нижняя часть блока крепится к монтажной пластине при помощи пластмассовых защелок. Они снимаются. После этого корпус откланяется от стены помещения, в зазор вставляется какой-нибудь предмет и жгут вынимается.
- При отсутствии защелок демонтируются жалюзи, а затем лицевая панель.
Добравшись до жгута, на утеплителе делается небольшой разрез, чтобы появились гайки. Затем работа ведется в следующем порядке:
- При помощи двух ключей осуществляется раскручивание гаек. Сгон трубы блока не вращается, а удерживается ключом.
- Все отверстия заматываются изоляционной лентой, чтобы через них не попадала грязь.
- Разъединяются выводящий и дренажный патрубки.
- Откручивается проводка, которая находится под крышкой специального отсека.
- Открутив все коммуникации, верхний блок снимается с монтажной пластины.
- Сама пластина держится на дюбелях, которые тоже откручиваются.
Чтобы трубки и провода не болтались, они собираются и прикрепляются скотчем. К блоку крепится монтажная пластина.
На последнем этапе снимаются оставшиеся коммуникации, которые идут по стене или проложены в ней.
Особенности работ в зимнее время
Процесс демонтажа кондиционера в зимнее время при температуре ниже -5 градусов не рекомендуется. Причины носят следующий характер:
- хладагент не поступит полностью в наружный блок;
- на морозе не разбираются соединения, могут выйти из строя сальники вентилей.
В случае острой необходимости с помощью строительного фена прогреваются в наружном блоке все штуцера. Для сохранения в нем части фреона закрываются оба вентиля и снимаются заглушки. От штуцеров откручиваются трубки, и оставшаяся часть хладагента уходит в атмосферу. Дальше работа ведется в соответствии с инструкцией.
Если температура воздуха отрицательная, но выше -5 градусов, то демонтаж ведется в обычном порядке. При этом обязательным условием является наличие манометра.
Работа по демонтажу кондиционера — сложный процесс. Однако при наличии достаточных знаний его можно провести своими руками. Лучше заниматься этим в летнее время. Перед началом такой процедуры следует приобрести инструменты и манометр. Желательно присутствие помощника, поскольку оборудование тяжелое.
Внутренний блок кондиционера
Кондиционер типа сплит-система – устройство, наружный блок которого выносится за пределы здания или постройки. Внутренний, в свою очередь, кроме охлаждения, берёт на себя управляющие работой всей системы функции. Сплит-кондиционер даёт возможность охладить воздух в помещении значительно быстрее, чем это делает его собрат – моноблок, в котором все узлы находятся слишком близко друг к другу.
Устройство
Внутренний блок сплит-кондиционера состоит из ряда важных деталей и функциональных узлов.
- Корпус блока – основа изделия, нечувствительная к перепадам температур. Производится из высококачественного пластика, рассчитанного на агрессивные условия.
- Передняя съёмная решётка, обеспечивающая ввод подогретого и выход охлаждённого воздуха.
- Фильтр грубой очистки, задерживающий пух, крупные частицы. Рассчитан на очищение как минимум раз в две недели.
- Змеевик-испаритель – устройство, обеспечивающее передачу холода или тепла (в зависимости от режима работы) во внутреннее пространство здания или строения.
- Радиатор, дающий возможность хладагенту (фреону) нагреться и испариться.
- Панель индикации со светодиодами – сообщает о режимах работы, уровне нагрузки, предупреждает о возможной опасности выхода из строя устройства.
- Вентилятор (обдуватель), дающий возможность потоку воздуха перемещаться с разной скоростью. Обороты его мотора регулируются плавно или ступенчато.
- Вертикальные и горизонтальные шторки с электроприводом – автоматические жалюзи, направляющие поток охлаждённого воздуха в нужное место комнаты.
- Фильтр тонкой очистки, задерживающий пыль, присутствующую в воздухе.
- Модуль электронного контроля и управления.
- Конденсатосборник, предназначенный для сбора выступающих на испарителе капель воды.
- Модуль с патрубками, к которым подключается «трасса», – медные трубки для вывода горячего и ввода холодного фреона во внутренний испаритель. Трубки на других концах подключаются к змеевику внешнего блока кондиционера – соответствующие выходы комнатного модуля размещаются сзади, ближе к одному из его боков.
Также к кондиционеру полагается пульт дистанционного управления.
Принцип работы
Сам по себе сплит-кондиционер, несмотря на десятки деталей, гениально прост в действии. Рабочим телом для кондиционера, как и для холодильника, является хладагент (фреон). Будучи в сжиженном состоянии, он при испарении забирает тепло. За счёт поглощения тепла воздух в помещении эффективно охлаждается.
Схема так устроена, что сплит-кондиционер работает следующим образом:
- как только оба блока подключены к сети, а режим работы выбран – включается обдувающий вентилятор;
- обдуватель затягивает нагретый воздух в помещении во внутренний блок – и доставляет его к змеевику теплообменника;
- начавший испаряться фреон отбирает тепло, превращаясь из жидкости в газ, от этого температура хладагента опускается;
- холодный газообразный фреон понижает температуру воздуха, направляемого вентилятором на испаритель, по достижении температуры, указанной при задании режима работы, внутренний блок включает вновь вентилятор, выдувающий охлаждённую порцию воздуха обратно в комнату.
Цикл перезапускается. Так кондиционер поддерживает заданную температуру в комнате.